О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ "СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ"?
Они методично обходят квартиры, они настойчивы и напористы, в руках у них Библия, цитатами из которой они буквально засыпают неискушенного слушателя. Что же это за активисты-проповедники, называющие себя христианами, но утверждающие, что Христос не Бог, а лишь творение Божие и прежде чем появиться на Земле, он на небе был архангелом Михаилом, что в христианских церквях служат не Богу, а сатане, а отмечать христианские праздники - великий грех. Что Троица - это выдумка дьявола, чтобы отвлечь людей от поклонения истинному Богу Иегове, свидетелями Которого они и являются. И что заставляет этих странных "христиан", несмотря на зачастую не очень ласковый прием, ходить от квартиры к квартире и повторять заученные фразы? А движет ими страх - страх перед концом света - Армагеддоном, наступление которого они ожидают со дня на день.
Также активно ходили по домам "свидетели" и более 100 лет тому назад, когда американец Чарльз Тейз Рассел, разочаровавшись в движении адвентистов, предсказания которых о втором пришествии Христа так и не сбылись, основал "Общество Сторожевой Башни Сиона" и опубликовал свои собственные пророчества, из которых следовало, что Христос уже возвратился на Землю в 1874 году, на которой незримо присутствует, а в 1914 году начнется великая битва добра и зла - Армагеддон, в результате которой на Земле погибнут все грешники, кроме 144 тысяч избранных, которыми будут естественно члены "Общества Сторожевой Башни Сиона" (современное название "свидетели Иеговы" секта получила позже).
Свои пророчества о дате конца света Ч. Рассел основывал не только на библейских текстах, но и подтверждал измерениями внутренних коридоров египетских пирамид. В 1878 году Рассел начал издавать журнал под названием "Сторожевая Башня Сиона", в котором публиковал свои публикации о грядущем Армагеддоне. Активисты общества разносили журналы по домам и проповедовали о грядущем конце света.
С приближением 1914 года интерес к пророчествам Рассела возрастал, росло и число членов "Сторожевой Башни", каждому из которых было торжественно обещано: "Ты будешь жить вечно в раю на Земле".
Война 1914 года многими была воспринята как начало Армагеддона. Но 1914 год прошел. Рассел перенес конец света на 1915 год, который также благополучно минул. В октябре 1916 года Чарльз Тейз Рассел скончался так и не дождавшись обещанного всему миру Армагеддона. На могиле его в память о несбывшихся пророчествах было установлено металлическое надгробие в виде египетских пирамид, чертежи которых он когда-то представлял в качестве подтверждения своих расчетов о конце света.
После смерти Ч. Рассела главою "Общества Сторожевой Башни Сиона" стал Джозеф Рутерфорд, который железной рукой правил им до 1942 года. Первым делом новый руководитель пересмотрел расчеты предшественника и установил новую дату Армагеддона - 1918 год. Проблема, возникшая с неожиданно быстрым ростом членов секты, значительно превысивших 144 тысячное число спасенных, была решена просто - отныне "малым стадом" в количестве 144000 избранных ("помазанных" или "вновь рожденных") стали называться те "свидетели", которые будут царствовать на небесах со Христом, все же остальные последователи Сионской Сторожевой Башни - это "великое множество" или "другие овцы", которые будут жить не на небесах, а в раю на Земле, восстановленной после великой битвы Армагеддона и уничтожения "существующей системы вещей". Естественно всем, кто не принадлежит к "свидетелям Иеговы", была определена участь "козлов", судить которых будет Христос на Страшном Суде. Каждому же члену "великого множества" была предоставлена возможность попасть в касту "малого стада" - для этого им нужно было не только жестко подчиниться всем установленным правилам жизни секты, но и активно свидетельствовать об учении. Отныне хождение по домам стало обязательным для всех "свидетелей Иеговы".
Чтобы посланнику Иеговы - Христу не терять время на разбирательство - кто есть кто на Земле, "Сионская Сторожевая Башня" издала книгу "Исчезнувшая тайна", в которую включила все религии мира и изложила основы своего учения. В книге, которая прямо из типографии должна была попасть в руки Христа, красной нитью была проведена мысль, что только "Сторожевая Башня" единственная истинная религия, т. к. во всем следует Библии, все же остальные религии должны быть уничтожены, как ложные. Естественно, первыми в этом черном списке были христианские конфессии. Как тут не вспомнить слова Священного Писания о предстоящих гонениях на христиан при воцарении антихриста. Книга эта, полная несуразностей (например, по утверждению авторов библейское животное левиафан - это не что иное, как современный паровоз), была вскоре уничтожена, сохранившиеся же единичные экземпляры скрываются от современных "свидетелей", дабы не повторился случай с бывшим активным членом общества, отдавшим ему более 50 лет, Питером Грегорем, который глубоко разочаровавшись после прочтения этой абсурдной книги, стал активным обличителем лжеучений "свидетелей Иеговы". По прошествии 1918 года Рутерфордом была установлена новая дата - 1925 год, причем ожидалось, что этот год "будет отмечен воскресением верных и наиболее ценных старейшин". Уверенность в конце света именно в этом году была настолько сильна, что многие фермеры весной 1925 года даже не сеяли. "Миллионы ныне живущих не умрут никогда" - говорил Рутерфорд накануне 1925 года. После очередного фиаско конкретные даты Армагеддона долго не назывались, но журнал "Сторожевая Башня" (слово "Сион" из-за напрашивающихся аналогий из названия было убрано) - главный печатный орган "видимой организации невидимого Бога" постоянно держал в напряжении своих читателей:
1931 г.: "Армагеддон у порога".1941 г.: "Армагеддон несомненно близко... через несколько лет". 1946 г.: "Армагеддон скорее всего наступит где-то до 1972 года". 1955 г.: "Война Армагеддона вот-вот разразится". 1966 г.: "Кульминационный пункт истории человечества у порога".
Ожидающие Армагеддона и последующего за ним рая на Земле "свидетели Иеговы" в 1929 году в Сан-Диего (штат Калифорния) выстроили дворец, получивший название "Бет Сарим", что по-еврейски означает "дом князей". В этом доме должны были проживать ветхозаветные праведники, воскресшие для того, чтобы помогать Иегове править на обновленной Земле. До ожидаемого воскресения в этом доме проживал Джозеф Рутерфорд вплоть до своей кончины в 1942 году. В 1949 году руководители "Общества Сторожевой Башни Сиона", получившего в 1931 году название "свидетели Иеговы", потихоньку дом продали. Большинство из современных молодых "свидетелей" даже не подозревают о былом существовании такого дома. И вот, наконец, получившая откровение свыше Руководящая Корпорация (высший управляющий орган "свидетелей Иеговы") опубликовала в "Сторожевой Башне" очередную конкретную дату Армагеддона - 1975 год. До сих пор в Америке живы бывшие "свидетели", разочаровавшиеся и разорившиеся после того, как накануне обещанной даты они, распродав дома и раздав имущество, съезжались в определенные места, чтобы вместе с единомышленниками пережить "уничтожение существующей системы вещей" и дружно начать новую жизнь на обновленной Земле.
Как же объясняют "свидетели" стопроцентный провал пророчеств об окончании мира за столетний период существования секты? Также, как и адвентисты седьмого дня после несостоявшегося пришествия Христа в 1844 году стали ссылаться на различные видения, в которых им открывалось, что по дороге на Землю Христос вошел во второе помещение святилища для совершения некоего дела (видение Х. Эдсону) или, что Он задержался из-за нарушения христианами почитания субботы (видение Е. Уайт), так и "свидетели" возвращение Христа на Землю разложили на несколько этапов, приурочивая их задним числом к каждому несостоявшемуся пророчеству.
Так 1914 год стал годом незримого присутствия Христа на Земле, 1918 - годом сошествия Христа в храм Иеговы и начала Его суда над человечеством, в первую очередь над христианами и т. д. Эти неуклюжие объяснения лишний раз обличают как лжепророков и основателя секты Ч.Рассела, утверждавшего, что 1914 год "это дата не начала, а конца времени бедствий", и его преемника Д. Рутерфорда, объявившего, что "весной 1918 года миллионы людей будут умирать на Земле", да и саму Руководящую Корпорацию - дважды устанавливавшую конкретную дату Армагеддона. Именно о таких "пророках" говорит Священное Писание: "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей" (Втор. 18:22).
Но обо всем этом "свидетели" стараются не распространяться, а многие из них даже не в курсе столь печальных страниц в жизни секты. В разговорах же применяется тактика, разработанная в штаб-квартире г. Бруклина. Сначала слушателя оглушают потоком цитат из Библии, якобы подтверждающих их правоту, а если слушатель окажется знающим Священное Писание и начнет возражать, то начинаются разговоры о якобы неточном переводе Библии, о неправильно расставленных запятых и т.п. Затем, после запугивания страшными картинами приближающегося конца света - Армагеддона, демонстрируются журналы "Сторожевая Башня" и "Пробудись", где на ярких иллюстрациях изображены картинки будущего 1000-летнего царства на Земле, которое наступит после Армагеддона: веселые лица людей, срывающих экзотические плоды с деревьев, дети, играющие с дикими зверями, цветущие города-сады и т. д.
Соответствуют картинкам и статьи о земном рае: по всей земле установится мягкий субтропический климат, исчезнут болезни и преступность, все производства и транспорт станут экологически чистыми, города будут утопать в зелени и будут соединены между собой прекрасными дорогами. Каждый житель земли будет заниматься любимой работой с максимальной отдачей (от каждого по способностям), не будет ни кризисов перепроизводства, ни безработицы, ни транспортных пробок. Бог Иегова через Царя Христа и 144000 избранных будет следить с небес, чтобы всем было хорошо (каждому по потребностям). Бывшие преступники, лихоимцы и прочие нехорошие люди после искупительного труда на всенародных стройках по очистке Земли от последствий Армагеддона, будут пользоваться всеми благами земного рая и исправляться. Единственные, кому запрещен вход в 1000-летнее царство - это христиане - все они будут уничтожены так называемым "Христом" в первые же часы Армагеддона.
Все это на первый взгляд выглядит как плод буйной фантазии или бред умалишенного, но на самом деле гораздо серьезнее и страшнее. На лицо сознательное планирование уничтожения христианской культуры и государственности, планирование захвата власти во всем мире.Для этого под жестким контролем и при помощи мощной финансовой поддержки Руководящей Корпорации миллионы "свидетелей Иеговы" проводят планомерную пропаганду практически в каждой стране. Весь мир поделен на несколько секторов, сектора на страны, страны - на области и крупные города, каждый город - на улицы и т. д. Четко организованная пирамидальная система управления позволяет контролировать каждую группу "свидетелей" в любой точке земного шара. На специальных занятиях слушателей натаскивают как вести себя в различных ситуациях, как наиболее эффектно смутить и запутать собеседника в богословских спорах. Жизнь каждого из них жестко регламентирована и направляется старейшинами или надзирателями. Причем в зависимость эту они попадают постепенно, порою сами того не замечая. Им нужно обязательно посещать занятия, план которых и даже время проведения определены в г. Бруклине, им запрещается отмечать свои дни рождения и дни рождения близких, запрещается переливание крови, на личную жизнь накладываются различные ограничения. Хождение по квартирам их прямая обязанность, т. к. цель "свидетелей", даже недавно обращенных, еще не понимающих в какую паутину они попали, - это вовлечение все большего числа людей в свою секту. Им запрещается служба в армии, даже альтернативная, запрещается признавать государство, государственный флаг, гимн и все атрибуты государства. Единственное правительство, которому обязаны подчиняться "свидетели" - это руководящая корпорация в Бруклине. Отчего же, несмотря на столь явные факты лжепророчеств, число свидетелей Иеговы продолжает расти? Во-первых, для многих быть "свидетелем" - это уже сложившийся определённый образ жизни, изменить который для них становится задачей невыполнимой. Во-вторых, некоторые считают, что Армагеддон рано или поздно всё равно наступит, а сама дата не имеет большого значения. И в-третьих, то количество разочаровавшихся и навсегда покинувших секту, пополняется притоком новых членов, которые даже и не слыхали о несбывшихся пророчествах, но клюнувших на заманчивую перспективу жить в земном раю бодрыми и здоровыми в возрасте 30 лет. Абсолютное большинство "свидетелей" не знакомы с историей своей организации. Руководящая же Корпорация делает всё от неё зависящее, чтобы история эта не стала достоянием гласности, делая упор на свою искаженную трактовку Священного Писания, православный взгляд на которую и предлагается в данной брошюре.
За 2 тысячи лет существования христианства возникало немало ересей, искажающих истинную веру в Троицу Единосущную и Нераздельную и Господа нашего Иисуса Христа. Уникальность же секты свидетелей Иеговы в том, что она вобрала в себя сразу несколько ересей и лжеучений. Мало того, они к тому же написали свою Библию, так называемый "Перевод Нового Мира Священных Писаний" (ПНМ), который изобилует искаженным переводом греческих слов, вставленными дополнительными фразами, искажающими оригинальный греческий и древнееврейский тексты, дополнен вводящими в заблуждение комментариями и приложениями. Впервые "Перевод Нового Мира" был опубликован в 1950 году, затем несколько раз пересматривался, окончательный вариант появился в 1960 году. То, что среди коллектива авторов ПНМ не было ни одного видного эгзегета, ни одного ученого в области греческого и древнееврейского языков, говорит не о стремлении получить достоверный перевод, а о подгонке священных текстов под своё надуманное учение.
Так во что же верят, а точнее не верят свидетели Иеговы? Во-первых, не верят они в Единосущную Троицу, не признают божественность Иисуса Христа и Духа Святого, т. е. отрицают главные догматы христианства. Во-вторых, не признают физическое воскресение Христа, не чтут Пасху Христову и все христианские праздники. В-третьих, отрицают бессмертие души и наличие ада. И, наконец, доктрина Армагеддона и грядущей после него райской жизни на земле под руководством справедливого правительства, проповедуемые "свидетелями", больше похожа на марксистскую идеологию, нежели на христианское мировоззрение.
О трёх ипостасях Единого Бога
В седьмом веке от Рождества Христова сын арабского кочевника Магомет в силу своего языческого миропонимания, так и не поняв сущность Триединого Бога, обвинил христиан в многобожии. На рубеже двадцатого столетия основатель Сторожевой Башни "пастор" Чарльз Рассел превзошёл древнего бедуина и объявив, что поскольку понятие Троицы противоречит человеческому разуму, то догмат о Троице является "учением, порожденным сатаной".
Человеческому разуму необъяснимы многие чудеса, совершаемые Иисусом Христом, но в них мы верим, т. к. открыл нам это Сам Господь в Священном Писании. В Библии много сказано и о нескольких ипостасях Бога Творца, о трёх Божественных Личностях, которые в то же время являются Единым Богом.
О божественности Иисуса Христа
"Верую во единаго Бога Отца Вседержителя... И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век" (Из Никео-Константинопольского Символа веры).
Уже в первой главе Евангелия от Матфея говорится, что рожденный в Вифлееме младенец не только Мессия, но и Бог, о рождении которого говорилось в ветхозаветных пророчествах: "И ты, Вифлеем-Ефрафа ... из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2). Апостол Матфей пишет: "Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог" (Мф. 1:22,23). Здесь евангелист ссылается на пророчество Исаии (Ис. 7:14). Имя же Еммануил не есть имя собственное, а означает, что теперь при рождении Богомладенца "с нами Бог во Иисусе". А то, что родившийся Младенец не Кто иной, как воплотившийся Бог Иегова, говорится в другом пророчестве: "Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9:6). Бог же крепкий и сильный есть Бог Иегова (Пс. 23:8). О Боговоплощении возвещает и Ангел Господень: "И сказал им Ангел ... ныне родился ... Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10,11). А Спасителем называл Себя именно Бог-Иегова: "Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня" (Ис. 43:11).
Также предвещало явление в мир Самого Господа и рождение Иоанна Крестителя: "... ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему" (Лк. 1:76). Иудеи, страстно ожидающие пришествия Мессии, внимательно присматривались к каждому необычному человеку, поэтому спрашивали и Иоанна: кто же он? Иоанн же отвечал словами из Священного Писания: "я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия" (Ин. 1:23). Этими словами Предтеча ссылается на пророчества Исаии: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис. 40:3).
Не познавшие тайны Троицы иудеи и представить себе не могли, что Христом-Мессией, явление Которого они так ждали, окажется Сам Бог Иегова. По этой причине и ответы Самого Христа, подтверждающие Его Божественность, воспринимались как страшное богохульство, которое по закону должно наказываться смертью. Во времена земной жизни Христа иудеи от простого ремесленника до первосвященника достаточно хорошо знали Священное Писание и им было понятно, что имел ввиду этот Человек, отвечая на вопрос: кто Он? "И сказал им Иисус: ... слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют" (Мф. 11:4,5). Здесь Христос приводит текст Священного Писания, говорящий о Боге Иегове: "не бойтесь; вот Бог ваш ... Он придет и спасёт вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь" (Ис. 35:5,6), указывая на исполнение пророчеств.
В других местах Христос отвечает более определенно, ввергая иудеев в ярость за явное, с их точки зрения, богохульство. На вопрос, как же Он, довольно молодой годами, мог видеть Авраама, Иисус ответил: "истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин. 8:58). Именно "есмь", а не "был", как исправлено в Переводе Нового Мира. Именно так говорил о Себе Бог Иегова: "Я есмь Сущий (Иегова)" (Исх. 3:14). И именно за эти слова Христа хотели побить камнями (Ин. 8:59), а не за оскорбление, нанесённое иудеям нелестными эпитетами (там же, стих 44). В других случаях Христос называл их куда более резко, но никто камня на Него не поднимал, т. к. это было не положено по закону.
Есть в Евангелии от Иоанна место, где Христос говорит о Себе также прямо: "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий" (Ин. 8:25). "Сущий" - значит "Иегова". Вразумляет Христос и учеников Своих, которые в силу своего иудейского воспитания не сразу могли воспринять единосущность Бога-Отца и Бога-Сына: "Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня, видел Отца" (Ин. 14:8-10).
Впоследствии, духовно прозревшие ученики неоднократно подчеркивают Божественность Иисуса Христа: "Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28). В Первом послании к Тимофею апостол Павел пишет: "И беспрекословно великая благочестивая тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим. 3:16). Им же в первой главе Послания к Евреям подчеркивается великая разница между ангелами и Христом, Который Сам является Богом и Творцом этих ангелов. В этой же главе апостол Павел дважды приводит по отношению к Христу изречения, которые в Ветхом Завете относятся к Богу Иегове. Стихи 8-9: "Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих" (Пс. 44:7-8). Стих 10: "Ты, Господи, основал землю и небеса - дело рук Твоих; Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (Пс. 101:26-28).
Параллельных мест текстов Ветхого и Нового Заветов, подтверждающих божественность Иисуса Христа более чем достаточно. К примеру, в Библейском богословском словаре (издательство Свято-Владимирского Братства, Москва, 95 г.) одни лишь ссылки на параллельные места Священного Писания занимают несколько страниц, но свидетели Иеговы предпочитают читать не Библию, а конспект к ней, составленный из цитат подобранных специалистами по промыванию мозгов из г. Бруклина, причем цитат не всегда соответствующих истинному тексту Библии.
Попробуем привести несколько основных возражений "свидетелей" против Божественности Иисуса Христа и процитировать тексты Священного Писания, эти возражения опровергающие.
Свидетели Иеговы: Действительно, Бог Иегова сотворил мир через Иисуса Христа, но перед этим был сотворен сам Христос.
Ответ: Трудно не признать, что мир сотворен Христом, т. к. об этом написано во многих местах Священного Писания, например "Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле" (Кол. 1:16). "Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих" (Евр. 1:10) и т. д. Но в то же время в Библии неоднократно подчеркивается, что Создатель мира один: "Я Господь, Который сотворил всё, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю" (Ис. 44:24). Так что не может быть двух Создателей, а сотворен мир Христом - второй ипостасью Триединого Бога.
Шестнадцать веков назад на Первом Вселенском Соборе на подобные рассуждения очень доходчиво ответили Леонтий, епископ Кесарии Каппадокийской и Евпсихий, епископ Тианский: "Если ты говоришь, что Сын создан Богом как орудие к произведению тварей, то сам ты отнимаешь силу у своих слов. Евангельское слово говорит: "Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". Если все сотворенное чрез Него создано и без Него ничто не существует ... то следует, что и Самого Себя Он сотворил, а не Отец".
С.И.: Христос мог быть малым богом, которых сотворил Бог Иегова, например, богом в Библии назван сатана (2 Кор. 4:4).
Ответ: Бог только один. Господь говорит: "Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет" (Ис. 43:10). Другими богами в Библии называются идолы, истуканы и прочие ложные кумиры, которым поклоняются люди по греховности своей, так в Послании к Филиппийцам богом называется чрево (Фил. 4:19). К этой категории относится и сатана, которому поклоняются грешные люди.
С.И.: Сам Христос признавал, что Отец более Его (Ин. 14:28).
Ответ: Христос добровольно ограничил Свою природу человеческим телом и потому стал менее Отца на период земного бытия: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам" (Фил. 2:6,7).
С.И.: В одном случае, несмотря на то, что в Писании говорится, что Бог-Отец более Христа (Ин. 14:28) ортодоксальные христиане утверждают, что Он и Отец одно и то же и одной природы. В Послании же к Евреям (Евр. 1:4) говорится, что Христос превосходнее ангелов, т.е. "более их", но в данном случае утверждается, что Он и ангелы не одной природы.
Ответ: Рассуждения эти основываются на незнании греческого языка. В первом случае, когда Христос говорит, что Отец "более" Его в греческом оригинале употребляется слово "meizon", что в данном контексте является количественной характеристикой чего-либо. В случае же сравнения с ангелами применено слово "kreitton", дающее качественную характеристику, т. е. Христос качественно по своей природе превосходит ангелов, которые являются Его творением.
С.И.: Никто не называл Иисуса Богом.
Ответ: Неправда. См. Ин. 20:28,29; Рим. 9:5; Тит. 2:13.
С.И.: Сам Христос не называл себя Богом.
Ответ: На вопросы иудеев, кто Он, Христос отвечал словами из Ветхого Завета, хорошо известными иудеям, в которых речь шла о Боге Иегове, за что иудеи неоднократно пытались побить Его камнями за богохульство (Ин. 8:58,59; Ин. 10:30,31 и т.д.). Явившись апостолу Иоанну на острове Патмос Христос назвал себя Альфой и Омегой, первым и последним (Откр. 1:10; 22:13). А первый и последний это ни кто иной, как Бог Иегова: "Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44:6).
С.И.: Не может Христос быть Богом, т. к. Ему не известен божественный план устроения мира и на вопрос, когда же будет конец мира, Он ответить не смог (Мк. 13:32).
Ответ: Христос знает всё: "Теперь мы видим, что Ты знаешь всё" (Ин. 16:30), но преждевременно открывать людям день конца мира не полезно для спасения души.
С.И.: Пять раз в Новом Завете Христос называется "Единородным Сыном", что означает "единственный произведенный", т. е. сотворенный.
Ответ: Это заблуждение не ново. Подобное утверждал еще Арий Александрийский, осужденный Церковью на Первом Вселенском Соборе. В классическом греческом языке слово monogenes (единородный) означает "единственный", "уникальный", "любимый", т. е. слово "единородный" ни в коем случае не предполагает сотворение, а скорее наоборот подтверждает, что Христос-Сын имеет ту же субстанцию и природу, что и Бог-Отец и является "... сущим над всеми Богом" (Рим. 9:5).
Откуда черпают свидетели Иеговы столь странные вопросы, ведь они постоянно утверждают, что всё их учение основано на Библии? Из многочисленных примеров наглядно видно, что не вероучение "свидетелей" основывается на Священном Писании, а отдельные тексты Священного Писания подгоняются под их вероучение. Уж очень хочется Свидетелям Иеговы оправдать тех, кто 2 тысячи лет назад не признал Христа Богом и предал Спасителя мира мучительной смерти на кресте. Ведь обвинение Христа в богохульстве, за то, что "Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Ин. 5:18) и послужило причиной Его казни. Продолжая дело распинателей Христа свидетели Иеговы стараются подвести под эти обвинения теоретическую базу из текстов Священного Писания, для чего им пришлось по-своему перевести оригинальные греческие тексты, исказив их смысл. Искажениями этими наполнен весь так называемый "Перевод Нового Мира". Самый явный подлог совершен в первой главе Евангелия от Иоанна, в которой прямо указывается на божественность Иисуса Христа: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Ин. 1:1,14).
Казалось бы нет более четкого подтверждения божественности Логоса - Иисуса Христа, но "свидетели" лукаво в "Новом Переводе" слово Бог, относящееся к Иисусу Христу, написали с маленькой буквы, низводя Его тем самым до уровня тварного небесного божества. Авторы перевода обосновывают такую интерпретацию греческого текста отсутствием артикля перед словом "Бог" в греческом оригинале. Специалисты же по греческому языку объясняют, что конструкция предложения "и Слово было Бог" по правилам греческого языка исключают наличие артикля перед словом "Бог". И таких словосочетаний, когда перед словом "Бог" в греческом оригинале отсутствует артикль достаточно (Мф. 5:9; 6:24; Лк. 1:78; 2:40 и т.д.), но тем не менее эти места в "Переводе Нового Мира" соответствуют общепринятым текстам.
Как искажение или добавление одного только слова может полностью поменять смысл фразы видно из такого примера: в Послании к Титу (Тит. 2:13) апостол Павел пишет: "Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа". В "Переводе Нового Мира" эта фраза звучит по другому: "... явления славы великого Бога и Спасителя нашего, и Иисуса Христа". Добавление союза "и" полностью изменило значение фразы, в которой подтверждается божественность Иисуса Христа.
Странно, что при таком вероучении, отвергающем божественность Иисуса Христа, уничижающем Творца мира до сотворенного, Свидетели Иеговы называют себя христианами. Именно про таких "христиан" писал святой Василий Великий "Аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа: таковому нет никакия пользы от наименования" (46 правило из Второго канонического послания).
Божественность Святого Духа
"И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима..." (Из Никео-Константинопольского Символа веры).
Не признавая Троицу Свидетели Иеговы закономерно отрицают личностность и божественность Святого Духа, придавая Ему роль некой силы, исходящей от Бога Иеговы, схожей с "сигналом радара". Но разве может неличность: огорчаться, "Но они возмутили и огорчили Святаго Духа Его" (Ис. 63:10), учить, "Утешитель же, Дух Святый ... научит вас всему" (Ин. 13:26), "Ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить" (Лк. 12:12), творить, "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов. 33:4), освящать, "Дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу" (Рим. 15:16), знать и предсказывать будущее, "Ему было предсказано Духом Святым" (Лк. 2:26), быть оскорблённым, "И не оскорбляйте Святаго Духа Божия" (Еф. 4:30) и оскорбление Его есть грех непростительный: "А хула на Духа не простится человекам" (Мф. 12:31).
Святой Дух не только личность, но личность божественная. Сам Бог-Христос приравнивает Его Себе: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя ... Духа истины" (Ин. 14:16,17). Апостол Петр называет Святого Духа Богом: "Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому ... ты солгал ... Богу" (Деян. 5:3,4). Богом называли Святого Духа и ветхозаветные пророки: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева" (2 Цар. 23:2,3).
Отрицая божественность Святого Духа Свидетели Иеговы приводят такой аргумент: если Дух Святой личность, то как понимать слова: "исполнились Духом Святым", разве может в человека-личность проникнуть другая личность?
"Свидетели" не признают Христа Богом, но личностью признают, но тогда как исходя из логики свидетелей Иеговы Христос может поселиться в сердце человеческом? (Еф. 3:17). Ответ прост: по милости Божией в сердце человеческом может поселиться не только Сам Бог, но и Царствие Его: "Царствие Божие внутри вас есть" (Лк. 17:21).
Итак, Священное Писание ясно свидетельствует о Едином Боге и трех Его Ипостасях: Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Святом Духе. За две тысячи лет немало слуг врага рода человеческого пытались погубить души людские и лишить их спасения, исказив правду о Триедином Боге, но православные христиане, твердо держась Священного Писания и Священного Предания, чтут Святую Троицу - Единосущную и Нераздельную и каждый вечер, прочитывая молитвы на сон грядущим, молятся словами святого Иоанникия: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый; Троице Святая, слава Тебе".
Воскресение Христа
Свидетели Иеговы утверждают, что Иисус Христос не мог вознестись на небеса в теле, дабы не остаться навеки ниже ангелов, поэтому Бог Иегова воскресил Его из мертвых не как человека, но как могущественного духа, основывая свои утверждения на словах апостола Петра: "умерщвлен по плоти, но ожил духом" (1 Петр. 3:18). Мало того они утверждают, что тело Его "разложилось на газы или сохраняется где-то как грандиозный мемориал Божией любви".
Слова Священного Писания, не вырванные из контекста, со всей очевидностью утверждают о физическом воскресении Христа в теле, которое было распято на Кресте. Слова же "ожил духом" означают, что чудо это совершил "Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых" (Рим. 8:11). А то, что Христос как Ипостась Единосущной Троицы Сам участвовал в воскресении Своего тела следует из Его слов: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин. 2:20). Этими словами Он предсказывал Свое именно физическое воскресение: "А Он говорил о храме Тела Своего" (Ин. 2:21). Именно тело осязал апостол Фома, усомнившийся в столь великом чуде (Ин. 20:25). Чтобы рассеять сомнения учеников Христос ел вместе с ними (Лк. 24:42,43), и даже упрекал их в неверии: "Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа; но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги" (Лк. 24:37-40). А то, что Христос мог беспрепятственно проникать в закрытые помещения свидетельствует о преображённом бессмертном воскресшем теле Спасителя, которому подвластны и земные и небесные измерения.
Казалось бы трудно возразить против столь конкретных текстов, но свидетели Иеговы упрямо цепляются за свои абсурдные утверждения, и это понятно, т. к. признание физического воскресения Иисуса Христа есть признание Его Божественной природы, т. к. только Бог имеет власть добровольно умереть и вернуться к жизни: "Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её; сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Ин. 10:17,18).
О Кресте ссылаясь на новозаветные тексты (Деян. 5:30; Гал. 3:13), где говорится, что Христос был распят на древе, свидетели Иеговы утверждают, что распят он был на столбе. Во-первых, столб и древо это не одно и то же, а, во-вторых, если учесть, что крест был деревянный, т. е. сделан из древа, то все становится на свои места. О столбе, как орудии казни, нет ни одного упоминания в Священном Писании, о кресте же говорится чуть ли не в каждой книге Нового Завета. Именно крест нес Иисус Христос, следуя на место казни (Ин. 19:17), нес его и Симон Киринеянин, взяв крест у обессилившего Христа (Мф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26). У "свидетелей" же крест неожиданно превратился в "столб страданий" и неудивительно, т. к. крест - знамя христиан, а свидетели Иеговы таковыми не являются. "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия" (1 Кор. 1:19).
О смерти и бессмертии
Одним из элементов вероучения свидетелей Иеговы является утверждение, что душа после смерти человека перестает существовать, т. е. умирает вместе с телом: "душа согрешившая, та умрет" (Иез. 18:4). Эта ссылка на библейский текст пожалуй самая наглядная демонстрация того, как строятся лжеучения на основе библейских изречений, выхваченных из контекста. Если продолжить чтение 18 главы пророка Иезекили, то становится ясным, что речь в вышеприведенном тексте идет о духовной смерти грешника, праведник же "непременно будет жив" (там же, стих 9). А то, что согрешивший человек умирает духовно, мы видим в притче о блудном сыне: "Сын мой был мертв и ожил" (Лк. 15:24). О духовной смерти души говорили и Святые Отцы Церкви: "Удаление души от Бога есть смерть для нее" (Симеон Новый Богослов). Трудно не согласиться с утверждением Екклесиаста, которое часто приводят "свидетели", что "в могиле ... нет ни работы, ни размышления, ни знаний, ни мудрости" (Еккл. 9:10), но это вовсе не означает уничтожение души - просто после смерти душа человека освобождается от земных пристрастий т. к. она возвращается к Богу, о чем свидетельствует тот же Екклесиаст (Еккл. 12:7). Слова же Спасителя о уснувшем Лазаре (Ин. 11:11) как раз подтверждают православное учение о успении душ до воскресения во Христе, а не о уничтожении их, как пытаются трактовать эти слова свидетели Иеговы. Усопшими, т. е. уснувшими называет Церковь умерших людей, подчеркивая временность разлуки с нашими близкими, души которых отошли ко Господу. И если душа человека переставала бы существовать после смерти его, то не восклицал бы первомученик Стефан словами: "Господи, Иисусе! приими дух мой" (Деян. 7:59). Раз нет бессмертия души, значит не существует и ада - утверждают "свидетели". Ад же в их понимании - это общая могила человечества, в которой будут покоиться души грешников, лишенных за свои грехи возможности быть воскрешенными, а геенна огненная, о которой неоднократно говорил Спаситель - всего лишь горящая свалка в долине Гинном на окраине Иерусалима. Действительно, долина Гинном, где когда-то идолопоклонствующие иудеи приносили в жертву своих детей языческому идолу Молоху, сжигая их заживо, во времена земной жизни Христа была местом для уничтожения городских нечистот, трупов казненных преступников и павших животных, для чего в долине всегда горел огонь. Странно, если бы Христос, говоря о геенне (Мф. 5:29; 10:28. Мк. 9:43-45 и т.д.) утверждал, что тела и души грешников будут уничтожаться на пригородной свалке. Долину Гинном - геенну огненную, ставшую местом ужаса и омерзения для израильтян, Христос называл в качестве символа вечных мук нераскаявшихся грешников. Потому и боятся свидетели Иеговы истинного значения этого выражения и, судя по всему, опасения их не напрасны.
О переливании крови
Запрет на переливание крови - пожалуй самое уникальное в учении свидетелей Иеговы. Нельзя переливать кровь одного человека другому говорят они, т. к. при этом в него вместе с чужой кровью вливается и часть чужой души, "потому что душа всякого тела в крови его" (Лев. 17:14).
Запрет на употребление крови в пищу встречается во многих местах Священного Писания: "Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт. 9:4). Так что же душа на самом деле расположена в крови? Можно ли буквально понимать слова "душа всякого тела в крови его"? Конечно же нет. Поскольку в древние времена кровь символизировала тайну жизни, которой владеет только Бог, то, по словам святителя Иоанна Златоуста, Бог "выразился так по обычаю человеческому", подчеркивая свое право на жизнь всего живого на земле. "Он как бы дает им такое наставление: кровь назначена Мне, а мясо вам" (Св. Иоанн Златоуст, "Беседы на книгу Бытия", беседа XXVII). Кровь жертвенных животных почиталась священною и служила средством очищения, искупления и примирения с Богом, как прообраз другой, Высшей Крови, которую пролил на Кресте за род человеческий Господь Иисус Христос. И вот уже в течение двух тысячелетий после Таинства Евхаристии течет в жилах верующих людей Кровь Христова, очищающая и одухотворяющая. Несомненно, греховный человек не может через свою кровь одухотворить другого человека, но не в подражание ли Самому Спасителю люди во время переливания крови жертвуют свою кровь ради спасения другого? И если библейский запрет на употребление крови связан с лишением жизни, то здесь речь идет о спасении её. И движет людьми, отдающими свою кровь ради спасения человека, любовь. Именно та любовь, о которой говорится "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Деян. 15:13). Иеговистская же трактовка переливания крови больше похожа на теорию реинкарнации, нежели на христианское мировоззрение.
Ежегодно в мире гибнут сотни людей, отказывающиеся от переливания крови, добровольно обрекая себя на смерть. Эти люди свидетели Иеговы. Гибнут и ни в чем неповинные дети, спасти которых отказываются их обезумевшие родители, забывшие главные христианские добродетели - любовь и жертвенность.
Лишая своих близких шансов на спасение жизни и тем самым обрекая их на смерть, свидетели Иеговы преступают одну из самых важных заповедей христианства - "не убий"!
Заключение.
Две тысячи лет назад иудеи не признали Бога, явившегося во плоти, предав Его на распятие. Мало того, на последователей Иисуса Христа открылись гонения, жестокость которых не имела границ. Но гонители христиан столкнулись с неожиданным феноменом: каждая капля крови, пролитая мучениками за веру, взращивала сотни новых исповедников. И тогда враг спасения душ человеческих меняет тактику, пытаясь разрушить Церковь изнутри, - ереси различных толков начали сотрясать Церковь в первые века христианства. Особое место среди них занимали ереси, пытавшиеся применить иудейские воззрения к христианскому учению - таких еретиков называли иудействующие. Продолжатели иудействующих первых веков, не признававших Иисуса Христа Богом, не верующих в Троицу Единосущную и Нераздельную, ожидающих тысячелетнее земное царство Мессии (хилиазм) объявились на рубеже 20 столетия в лице свидетелей Иеговы - мощной международной организации во главе с Руководящей Корпорацией в г. Бруклине (США).
Основной упор в этом учении делается на одном из имен Господа Иегова. Действительно, в книгах Ветхого Завета из нескольких Божественных имен наиболее часто встречается имя Иегова, как имя Бога иудейского богоизбранного народа. Но с явлением в мир Иисуса Христа прерывается богоизбранность иудейского народа, выполнившего свою историческую миссию, даровав миру Спасителя всего человечества, даровав и тут же отвергнув, прокляв себя пролитой Его кровью. Все книги Нового Завета пронизаны мыслью о явлении в мир Мессии-Христа для принесения искупительной жертвы, дабы очистить мир от греха и открыть имя Божие всем людям земли. "Я открыл имя Твое человекам" (Ин. 17:6) говорил Христос Спаситель - вторая ипостась Триединого Бога, явившийся в мир "дабы пред именем Иисуса преклонялось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Фил. 2:10), "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12).
Но с каждым днем во всем мире увеличивается число людей, готовых принять и поклониться не Христу, а тому, кто явится в мир под именем Его - тому, кого Священное Писание называет "человеком греха" и "сыном погибели", а Святые Отцы "антихристом", который "в храме Божием сядет как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2:4). Что же касается Армагеддона, который должен предшествовать этому событию, то организовать его во всемирном масштабе Руководящей Корпорации не составит труда, благо возможностей для этого у нее гораздо больше, чем у японской секты "Аум-Сенрикё".
Андрей Кураев Если правы "свидетели Иеговы" |
|
Почти все уже встречали у порога своей квартиры или на улице группки людей, распространяющих журнал "Сторожевая башня" вместе с книжками типа "Ты можешь жить вечно в раю на земле". Это люди из секты "Свидетелей Иеговы". На примере этой навязчивой секты хорошо видно, как легко, занявшись перетолкованием христианства, незаметно убить самую его душу. Они называют себя христианами и признают Новый Завет, но при этом отрицают Троицу и полагают, что Христос — пророк, но никак не Бог.
Я не буду сейчас разбирать их аргументацию. Я просто попробую согласиться с ними и признать, что Христос — не Бог. Христос — учитель, пророк, проповедник. Но — не Бог.
Такими глазами смотрят на Него очень и очень многие люди, не имеющие вообще никакого отношения к "Свидетелям Иеговы". Я бы даже сказал, что вообще — это обыденная и естественная точка зрения. Чтобы признать во Христе Бога — нужен подвиг веры. А чтобы увидеть в Нем просто философствующего галилейского странника никакого усилия, никакой особенной зоркости духовного взгляда не нужно; такое восприятие вполне рассудочно и обыденно.
Но можно ли принять Евангелие, если не принимать Божественность Христа? Если прочитать Евангелие глазами человека религиозного, но не верящего в Троицу - что откроется на страницах христианского Писания?
Если "Свидетели Иеговы" правы, то нет более мерзкой религии, чем религия Евангелия. Ведь христианство говорит: "Бог есть любовь". А тот, кто умер на Голгофе, оказывается, отнюдь не есть Бог. Что же получается? Если Христос не был Богом, то тот Небесный "Отец", которого Иисус умоляет пронести мимо Него чашу страданий, оказывается не лучше тов. Жданова, который призывал ленинградцев мужественно переносить тяготы блокады и терпеливо воспринимать уменьшение карточных выдач - но сам не испытывал ни холода, ни голода. Странный Бог, который требует, чтобы Его именовали любовью, но сам не приемлет высшее служение любви, поручая его другому — Христу.
Если Бог сам не страдал на Голгофе — почему и за что мы должны благодарить именно Его при виде распятого Сына Марии? Бог Ветхого Завета говорит "славы Моей не дам никому". А не похитил ли Он сам чужую славу? Не присвоил ли Он Себе ту человеческую благодарность, которую мы должны были бы принести к гробнице галилейского проповедника?
Кому я должен быть благодарен более? Командующему, который из безопасности своего КП дал разрешение на воинскую операцию, или конкретному солдату, который, рискуя своей жизнью, вырвал меня из рук террористов?
По утверждению Писания, Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас (Рим. 5, 8). Но если Христос –– не Бог, то как смерть другого может доказать Божью любовь? Предположим в нашем доме Иван, живущий на третьем этаже, умер, спасая Алексея со второго этажа. Доказывает ли жертвенная смерть Ивана, что Александр с пятого этажа проявил через нее свою любовь к Алексею?
Евангелие учит, что нет большей любви как положить жизнь свою за ближних своих. Но Бог, дающий эту заповедь, сам, по мнению “Свидетелей Иеговы”, поступает иначе. Не своею жизнью Он жертвует ради людей, а жизнью самих же людей: лучшего из людей ради прощения худших. Чужим страданием Бог омывает чужие грехи. Взирая на смерть Христа, Бог решает изменить свое гневное отношение к людям. Кровь Христа застилает Ему глаза так, что Он уже не видит иных беззаконий и все прощает. Бог проливает чужую кровь, чтобы изменить Свое отношение к людям.
Если Христос - не Бог, а всего лишь "учитель" или "пророк", в таком случае для Бога Иисус не более чем жертвенное животное, чью кровь люди должны почему-то пролить для того, чтобы вызвать милостивное отношение к себе у Того, перед чьим Всевидящим оком была пролита кровь Жертвенного Агнца. Если Христос - не Бог, то нет в мире книги, более оскорбляющей нравственное чувство. Люди долго и со вкусом грешили - и Бог на них сердился. Наконец, люди совершили самое гнусное, что они могли делать - они убили единственного светлого Человека на земле. И в ответ на это преступление апостолы Христа почему-то заявили, что после убийства Христа Бог больше на людей не гневается, что наши грехи омыты кровью Иисуса...
Для иеговистов Христос не более, чем некое существо, страдающее за чужие грехи и используемое двумя другими сторонами, чтобы выяснить их отношения между собой. Бог гневается на людей за то, что люди нарушили Его заповеди. Люди Ветхого Завета убивают животное - и Бог умилостивляется. Получается, что и в Новом Завете Богу, чтобы изменить свое отношение к людям, нужно позволить людям убить какого-то воплощенного Ангела.
Бог "Свидетелей Иеговы" возложил крест на плечи творения. Бог христиан, верящих в Троицу, Сам взял крест на Свои собственные плечи.
Если Христос умер за нас, если Христос проявил ту любовь, больше которой не может быть, и если при этом Христос не был Богом - то одно из двух. Или христианин, то есть тот, кто действительно полюбил Христа, должен стать атеистом: он почитает Христа, любовь которого он видел и познал, но ничего не желает знать о Боге, который свою собственную любовь к людям не проявил ничем. Или же Он должен почитать Бога именно за то, что тот разрешил убить лучшего из людей...
Если за меня умер Христос - почему я должен за это любить Бога? Если Христос не Бог, за что же благодарить Бога? От смерти нас избавил Христос, Бог же всего лишь дал Ему разрешение действовать по любви. Не Отца мы должны благодарить, а только Христа. И спасены мы тварью, не Творцом. Итак, по логике "Свидетелей Иеговы" Христос Своим подвигом поставил под угрозу самую суть монотеизма. Он настолько запечатлелся в памяти людей, что затмил Собою Иегову. И только естественно, что имя Иеговы было забыто спасенными людьми. Бог это не мог не предвидеть. Зачем же Он предложил такой способ избавления людей, что неизбежно привел людей к почитанию не-Бога, то есть — во власть язычества? Бог всегда так старательно заботился, чтобы Израиль не стал слишком почитать своих героев и учителей (гробница Моисея была сокрыта от народа) и свои святыни (уничтожение медного змия). И вдруг — такая ошибка...
Если "Свидетели Иеговы" правы, то я могу их поздравить с поразительным открытием: оказывается, одним из самых первых атеистов в мире был... апостол Павел. Именно он однажды сказал: Я рассудил быть незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2, 2). Если Христос — не Бог, то Павел, сказавший, что он не желает знать ничего и никого, кроме Христа, тем самым заявил и о том, что он не желает знать и Бога. Христос затмил Своим Крестом Небо. В таком случае Христос не открыл Отца, а спрятал Его за Собою.
Если не признать во Христе великую благочестия тайну: Бог явился во плоти (см.: 1 Тим. 3, 16), то апостольская проповедь Христа оказывается утонченной атеистической пропагандой. Ведь апостолы проповедуют, что нет ни в ком ином спасения (Деян. 4, 11). Если Христос — не Бог, а только "посланник", "учитель", только человек, если Сын и Отец не одно и то же, то перед нами проповедь атеизма. Бог не спасет и не спасает. Спасение только в человеке Иисусе. Но апостолы явно не атеисты. Они верят в Творца. И они прекрасно понимают, что человек не даст выкуп за душу свою (см.: Мф. 16,26). Если спасение в Боге, и спасение только во Христе — эти два исповедания веры можно совместить только с помощью учения о Троице.
И только в одном случае мы можем с религиозным и с нравственным благоговением отнестись к повествованию Нового Завета: если в изможденном лике Голгофского Страдальца узнаем Того, Кто некогда Сам создал все мироздание.
Поэтому самая суть монотеистической религии требует признать Троицу, требует узнать в Распятом Христе - Вечного Сына, Истинного Бога. И к "Свидетелям Иеговы" относится тот же упрек, который еще в IV веке сделал святитель Григорий Нисский арианам, также отрицавшим Божественность Христа: "Почему ты лишаешь благодарности за наше спасение Отца, совершившего освобождение людей от смерти силою Своею, которая есть Христос?