Библиотека.

 


Исповедь

 

Исповедаю аз многогрешный (имярек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.

Согрешил'. Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил.

Прости нас, Милосердный Господи (для народа).

Прости мя, честный отче (для одиноких).

Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды — всуе.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; закону Божию и св. преданиям от ленности и небрежения не поучался.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с ленностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы — согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по ленности и нерадению.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней — среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством*; (Туне — даром, незаконно; ядство — ядение, даром хлеб есть.)

Своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных** (VI Вселенский собор, 67-правило. Деяние Апостолов, 15 гл.).

Прости мя, честный отче.

Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрйтельностию, раздражительностию.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением всех людей — живых и мертвых, злословим и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, ленностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и те-лесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, ленностию к чтению слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: немилосердием, презрением и нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и учение.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: ленностию, расслаблением негою, люблением телесного покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху — детоубийству. Проводил время в и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: против Животворящих и Св. Таин Христовых, приступая к Ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, — волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись.

Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.

Конец и Богу слава.

Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяли, то снова в них нужно каяться. Надо в тех грехах каяться, которые были забыты, но вспомнились теперь

ИСПОВЕДЬ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ

 

Первая заповедь

 

Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии разве Мене.

(Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов кроме меня.)

Кайся, христианин, в чем прегрешаешь ты против этой заповеди.

1. Имеешь ли ты твердую веру в Слово Божие и учение святой Церкви и не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой веры, изложенной в Священном Писании?

2.    Не допускаешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загробной жизни?

3.    Во всяком ли деле с молитвой обращаешься к Богу, надеясь на Его помощь?

4.    Благодаришь ли Бога за все от чистого сердца? Не ропщешь ли иногда, осуждая дела Его творений и Его Промысл?

5.    Не открывал ли своих сомнений в вере другим с намерением породить и в них такие же сомнения и неверие?

6.    Не терял ли веры в Промысл Божий при виде, как зло торжествует, а добродетель угнетена? Не допускал ли мысли или не говорил ли: «Чем я грешнее других? Почему неверующие благоденствуют, а верующие терпят скорби?»

7.    Не был ли ты когда-либо безбожником или в душе не сочувствовал ли безбожникам?

8.     Не хулил ли имени Божия, Божией Матери или святых?

9.     Не повинен ли ты в грехе ереси, или сочувствии еретическим или сектантским учениям?

10.    Не одобрял ли иногда раскольнических самочинных собраний вне единства с Православной Церковью?

11.    Не подвергался ли когда-либо малодушию или унынию, или даже отчаянию в своем спасении с потерей всякой надежды на милосердие Божие по случаю каких-либо тяжких грехов, тобою содеянных?

12.    Хорошо ли ты знаешь истины и заповеди православной веры и стараешься ли исполнять их?

13.    Не допускаешь ли нерадения к чтению Слова Божия? Стараешься ли читать святое Евангелие, творения святых отцов и другие спасительные книги?

14.    Не позволяешь ли себе небрежного обращения с книгами Священного Писания? Не читаешь ли книг, противных учению веры и добрым нравам и не занимаешься ли подобными разговорами?

15.    Не обращался ли когда к волшебникам или ворожеям и гадателям будущего? Не гадал ли сам? Не ворожил ли на Библии и Псалтири?

16.    Не согрешил ли суеверием каким-нибудь, например, перемешиванием трав для предохранения от болезней или несчастья, заговорами болезней, верой в неизбежную судьбу, в слепой случай, в дни черные, тяжелые, легкие; ложным мнением, будто от встречи со священником случится несчастье, или другими суевериями?

17.    Не имеешь ли чрезмерной веры всем без разбору снам?

18.    Не ставил ли свечи за упокой живых?

19.     Не ленишься ли молиться Богу? Не пропускал ли утренних и вечерних молитв, перед принятием пищи и после него, перед началом и по окончании всякой работы? Не был ли на молитве обуреваем богохульными помыслами?

20.     Не любил ли тварь больше Творца: отца, мать, жену, мужа, сына больше Бога? Не пристращался ли к чему-либо до забвения Бога?

21.     Не допускал ли греха человекоугодия, то есть не льстил ли кому, не одобрял ли его плохих дел?

22.     Не надеялся ли на человека более, чем на Бога?

23.     Не обращал ли священных слов в шутку, глупый смысл и кощунство?

24.     Не отвергал ли явной истины и не утверждал ли чего-либо против совести?

25.     Не повинен ли в грехе неблагодарности Богу за Его бесчисленные благодеяния к тебе?

26.    Не допускал ли неверия в чудеса, часто встречающиеся в жизни нашей и совершающиеся силой Божией?

27.    Не согрешил ли вольным мнением о Божественных предметах, противным учению Православной Церкви?

28.    Не согрешил ли несбыточными мечтаниями и построением самонадеянных и счастливых планов своей жизни, а также упрямым исканием мнимого счастья, без веры и без Бога?

29.    Не согрешил ли самонадеянностью, то есть надеждою на одни свои способности, силы, труды, добродетель или богатство и т. п., а не на милость Божию?

30.    Не согрешил ли нерадением о своем спасении в неразумной надежде на милосердие Божие?

31.    Не согрешил ли недостатком преданности воли  Божией,  покорности распоряжениям Промысла Божия, упрямым желанием, чтобы все было только по твоему хотению?

32.     Не согрешил ли нетерпимостью и ропотом в болезни, несчастии и вообще, когда Бог делает с нами не то, что бы нам хотелось (например, часто грешим ропотом на худую погоду, которая также зависит от Промысла Божия)?

33.     Не имел ли пристрастия к какому-либо человеку или вещи большего, чем любовь к Богу?

Первая заповедь, запрещая означенные грехи, обязывает нас приобретать правильное познание о Боге, Его воле, твердо веровать в Него, надеяться на Него, любить Его с совершенной преданностью Его воле, с благодарностью, благоговением и с сыновним страхом, как бы не оскорбить Его чем-нибудь. Стараетесь ли вы расширить в себе эти добродетели?

 

 

Вторая заповедь

 

Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не покоришися им ни послужиши им.

(Не делай себе кумира и никакого изображения того, что наверху на небе, и что на земле внизу, и что в воде, и ниже земли. Не кланяйся им, и не служи им.)

Грехи против этой заповеди:

1.     Обоготворение икон и называние их «богами» и «божествами».

2.     Представление Бога в виде какой-нибудь вещи и убеждение, что Он в существе своем таков, каков на изображениях.

3.     Невнимание к святым иконам, несодержание их в чистоте.

4.     Употребление иконы, совсем утратившей свое изображение (здесь не может служить оправданием даже и родительское благословение ею).

5.     Убеждение, что некоторые места и вещи спасают сами по себе.

6.     Поставление рядом с иконами без всякого промежутка и расстояния портретов, картин и вещей.

7.     Считать храмы Божии равными наряду с другими общественными домами.

8.     Опущение долга зажигать лампады и свечи перед иконами, что заповедано Самим Богом и Священным Писанием (Исх. 30, 7-8) и утверждено Вселенским Собором.

9.     Неимение дома святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников Божиих.

10.    Имение и содержание в доме вещей, наговоренных ворожеями.

11.    Считать идолопоклонством поклонение святым иконам и святым вещам.

12.    Небрежное отношение к святым иконам, к Кресту Господню, которое выражается в том, что в божницах с иконами полагают неосвященные предметы, не обтирают пыль со святых икон, прикладываются к иконам в нетрезвом виде или в телесной нечистоте.

13.    Хождение без креста на груди. Привязывание к кресту чего-либо из вещей житейских, неосвященных.

14.    Небрежное изображение крестного знамения (в перчатках или по небрежности, всеми пальцами разом, или крестятся, полагая персты на чело, на грудь, а до плеча не доносят, чем отнимается у крестного знамения весь смысл и достойная честь, а у молитвы — сила).

15.    Ношение всевозможных украшений: бус, ожерелий, цепочек, медальончиков и проч.

16.    Хождение в церковь и прикасание к святыне в нечистоте телесной (женщины и девицы в период месячных очищений) и в нетрезвом виде.

17.     Многолетнее непричащение Святых Христовых Таин.

18.     Нерадивость в подготовке к исповеди (без должного говения по уставу святой Церкви). Идя на исповедь, не примирился с людьми и не простил их за причиненные обиды.

19.     Намеренное утаивание греха на исповеди вследствие стыда перед духовником.

20.     Холодность и бесчувственность на исповеди. Отсутствие сердечного раскаяния.

21.     Недостойное или с малой подготовкой причащение Святых Христовых Таин. Причащение без страха Божия, без благоговения, сокрушения сердечного, с опущением полноценного правила, без прочтения накануне причащения положенных молитв и канонов.

22.     Приобщение Св. Христовых Таин, несмотря на запрещение духовника.

23.    Уход из церкви тотчас после причащения, не выслушав благодарственных молитв.  

24.    Упивание вином в этот день допьяна, излишнее принятие пищи, играние в карты и неудержание себя от супружеских ласк и проч.

25.    Почитание Святых Таин Тела и Крови Господних как простого хлеба и вина.

26.    Воздаяние Божеской чести Божией, Матери и ангелам, или кому-либо из святых.

27.    Ложное юродство, ложное странничество, ложное отшельничество среди мира и ложное ношение одежды лиц монашествующих или духовенства.

28.    Неисполнение епитимии, наложенной духовником, как и произвольное изменение ее или же саморазрешение от нее после смерти духовника.

29.    Молитва о неразумном или прямо противном Богу, например, о том, чтобы Бог наказал обидчика, чтобы послал богатство для роскошной жизни и т. п.

30.     Гнев во время молитвы, а также сразу по приходе из церкви.

31.     Принятие на себя трудов для своего спасения сверх своих сил.

32.     Желание себе смерти или скорби.

33.     Объядение и пьянство. Посещение пивнушек.

34.     Уединенное ядение, тайноядение.

35.     Приготовление у себя самогонных опьяняющих напитков и распространение их.

36.     Пристрастие к табаку, курение, жевание табака и проч.

37.     Картежная игра и другие азартные игры.

38.     Пристрастие к, мирским зрелищным и разгульным увеселениям.

39.    Самолюбие, самомнение; чревоугодие, ненасытность; гневливость, сердитость, раздражительность; выхождение из себя, беспорядочный, неразумный крик, вопли; сребролюбие, страсть к деньгам, корыстолюбие, страсть к принятию даров; честолюбие, превозношение и величание себя, желание себе чести.

40.    Презрение священных вещей: освященной воды, мирра, просфор и небрежное отношение к ним (держишь ли ты их у себя, окропляешь ли свой дом, вкушаешь ли их с чистой верой?)

41.    Любовь к вещам, которые чтут раскольники, еретики и безбожники, но которые сами по себе внимания не заслуживают.

42.    Славословие, любовь к чинам и пристрастие к нагрудным знакам отличия.

43.    Пристрастие ко всякого рода вещам, драгоценностям, украшениям, нарядам.

44.     Щегольство, украшение себя модными одеждами, ароматами, драгоценностями, прикрасами для своего величия и соблазна других.

45.     Гордость, высокомерие, состязание в неразумных делах и забавах, хвастовство, напыщенность, тщеславие, чванство, бессовестность, болтливость, шутки, глупые речи.

46.     Порабощение себя какой-нибудь страсти, как то: пьянству, необузданному сладострастию, раболепству духу времени, погони за модами, и подражание всяким пустым вкусам и недобрым обычаям с нарушением заповедей Божиих, с потерею чистоты.

47.     Лицемерие или притворная набожность для достижения каких-либо земных благ, выгод, а не для угождения Богу.

 

 

Третья заповедь

 

Не приемли имени Господа Бога твоего всуе.

(Не произноси имени Господа Бога твоего понапрасну.)

Грехи против этой заповеди:

1.    Принуждение других к божбе и клятве понапрасну.

2.    Ропот на Бога.

3.    Принятие присяги без страха Божия.

4.    Двоедушная или лукавая присяга.

5.    Употребление имени Божьего часто без нужды, без благоговения, в шутках, в сказках и песнях и такое же употребление имени Божией Матери, святых ангелов, угодников Божиих.

6.    Клятвопреступление.

7.    Клятва безрассудная, или когда призывают Бога быть посредником своего злодеяния: заклинание, например, именем Божиим друг друга совершить какое-либо преступление.

Упорное выполнение неразумной и необдуманной клятвы.

8.     Заклятие себя разными словами, как например, «отсохни у меня руки» или «чтоб мне света Божьего не видеть» и т. д.

9.     Божба без нужды, в простых разговорах, а также принуждение другого к божбе.

10.    Свидетельство о себе Божией Матерью или кем-нибудь из святых, когда, например, говорят: «Вот порукой за меня будет Матерь Божия» или «ручаюсь Чудотворцем Николаем» и др.

11.    Непамятование и несохранение обетов и обещаний святого крещения, а также обетов, данных при соединении с Православной Церковью.

12.    Неисполнение обетов данных Богу или святому угоднику во время тяжких обстоятельств, например, во время болезни или опасных случаев.

13.   Неправильные обеты, когда, например, возлагают на себя обеты физически и нравственно невозможные для исполнения или произносят обеты, которых исполнить не могут, не испросив прежде согласия старших, мужа и т. д.

14.   Самовольное отменение или изменение данного обета.

15.   Произношение имени Божия, Пресвятой Богородицы, святых ангелов, святых угодников без всякого благоговения. Употребление их в словах праздных и пустословных: «Ах, Боже мой!...» или «Ой, Господи, я ведь забыла...» или даже в гневе: «Христос с тобой, образумься!...» «Бог с тобой, уходи».

16.   Частое упоминание врага Божия (чернословие).

17.   Богохульное и безрассудное суждение о действиях Промысла Божия.

18.   Утаение на исповеди греха или пересказывание чего-нибудь ложного.

19.     Употребление бумаг, на которых написано имя Божие, Пресвятой Богородицы и святых как простой бумаги и выбрасывание ее как мусора.

20.     Кощунство, то есть осмеяние каких-нибудь священных предметов или слов Священного Писания или обращение их в шутку.

21.     Невнимательность на молитве.

22.     Презрение к благочестию и людям благочестивым, название этого ханжеством.

23.     Стыдливость показаться набожным, стыдливость перекреститься, молиться в кругу мирских людей или защищать славу имени Божьего или священные предметы перед людьми нечестивыми, кощунниками. Спаситель говорит: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со ангелами святыми».

 

 

Четвертая заповедь

 

Помни день суботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота— Господу Богу твоему.

(Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, суббота Господу Богу Твоему.)

Грехи против этой заповеди следующие:

1.    Оскорбление или поругание воскресных и праздничных дней, устроение вечеринок и гульбищ под праздник, хождение на зрелища.

2.    Пение разгульных и часто крайне неприличных песен под праздничный день, а иногда и в самую позднюю пору ночи.

3.    Ожидание Святой Пасхи и других праздников не с мыслью о Господе, а только с плотскими помышлениями и приготовлениями, например, чтобы получше одеться или с целью получше угоститься, и т. д.

4.     Редкое хождение в Церковь до опущения кряду трех воскресений. На Вселенском Соборе было определено и записано: «Аще мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго был отстранен от церкви, но пребывая во грехе, не придет в церковь три воскресных дня подряд, то таковой подлежит отлучению». Если за непосещение церкви в продолжение трех недель налагается уже отлучение от Церкви, то значит вину составляет и отсутствие в церкви в одно воскресение.

5.     Неисполнение долга посвящать день воскресный и праздники на дела благочестивые, как например, на домашние чтения среди семьи Слова Божиего и других душеспасительных книг, на домашнюю беседу о духовных предметах и т. п.

6.    Обычная работа в воскресенье и в праздничные дни: например, строить, копать, стирать, мыть, затевать уборку квартиры или начинать копаться в хозяйстве, в огороде и проч.; занятие в эти святые дни нескромными играми, разгулом, пьянством.

7.    Торговля по воскресным и праздничным дням.

8.    Препровождение Рождественских святок не по-христиански: допущения «ряжения», когда, например, меняют люди вид человека на чужой, одевают маски или гадают на воске, через зеркало и т. п.

9.    Такое же нехристианское препровождение Пасхи: пьянство, непосещение богослужения, глупые игры, разгульные увеселения и т. п.

10.  Нехристианское празднование именин. Именины — это личный праздник каждого. В этот день следует сходить в храм Божий, причаститься Святых Христовых Таин за Литургией. Вот истинно христианское провождение дня своих именин.

11.    Питие или ядение прежде окончания Божественной Литургии в праздники или воскресение.

12.    Нехранение среды и пятницы и четырех постов, а также несоблюдение поста в особые, установленные церковью дни: Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня и навечерии Рождества Христова и Богоявления.

13.    Разговоры, посторонние мечтания и рассматривание по сторонам во время божественной службы. Уход из храма прежде окончания службы.

14.    Пресыщение в посты и постною пищею.

15.    Нарушение любого поста (особенно Великого) скоромною пищею.

16.     Употребление рыбы и вина в те дни поста (особенно Великого), когда нет на них разрешения.

17.     Пощение с ропотом.

18.     Отвлечение других от поста, когда, например, гостям без разбора подают в постный день скоромные блюда и бывают недовольны, когда гость-постник от них отказывается, или, приняв квартирантов, не приготовляют постного стола для желающих соблюдать постные дни.

19.     При посте телесном несоблюдение поста душевного.

20.     Светские увеселения и удовольствия в посты, особенно в пост Великий.

21.     Сонливость и привычка долго спать и поздно вставать.

22.     Полная праздность — эта «мать пороков», которая, как сказано и в Священном Писании: «многим порокам научила людей».

23.     Нехождение в храм по лености.

24.     Хождение в храм поневоле или из любопытства, а не из сердечного желания участвовать в Богослужении.

25.     Нищенство по лености или по нетрезвости.

26.     Неразборчивое подаяние милостыни и злоупотребление ею, как например, дача просящему на водку.

27.     Неблагоговейное стояние в церкви на молитве: невнимание к чтению и пению, блуждание помыслами или разговоры и смех в церкви.

28.     Не оставлял ли по лености или пренебрежению положенных Церковью молитв утром, вечером, перед принятием пищи и после принятия? Также, перед началом всякого дела нужно испрашивать у Бога благословения и помощи, и по окончании дела надо благодарить Его за ниспосланную помощь или успех в деле.

29.     Не ленишься ли ты молиться? Молитва есть дыхание нашей души.

Как тело без воздуха, так и душа без молитвы жить благочестиво не может.

30.     Не уклонялся ли ты долгое время от причастия Святых Христовых Таин для очищения души по нерадению о спасении своем?

31.     Не ленишься ли трудиться в простые, будничные дни? Всегда ли рачительно, исправно и добросовестно исполнял порученные от других работы, особенно по должности?

32.     Не тратишь ли много времени в праздности, рассеянности и пиршествах?

 

 

Пятая заповедь

 

Чти отца твоего и матерь твою да благо тебе будет, и да долголетен будеши на земли.

Грехи против этой заповеди:

1.     Грубое обращение с родителями, укоры и злословие им.

2.     Ропот на родителей.

3.     Пренебрежение родительскими молитвами, родительским благословением.

4.     Нежелание молиться о родителях.

5.     Проклятие детьми родителей.

6.     Бегство от родительских наставлений или же скорое забвение их наставлений.

7.     Оставление бездомными родителей в несчастье их, болезнях и при старости лет. Непочитание родителей, неповиновение им, недоставление пропитания, особенно в старости или болезни, непоминовение их в молитвах об упокоении по смерти.

8.     Препятствие родителям ходить в церковь и запрещение им приготовлять для себя постную пищу в пост, нежелание через руки престарелых родителей делать милостыню и всяческое стеснение их.

9.     Поднятие руки на родителей, хотя бы даже они были в нетрезвом виде.

10.    Неотдание по христианскому обычаю последнего долга родителям по смерти их и непоминовение их, особенно в положенные для этого дни.

11.    Нарушение завещания родительского.

12.    Презрение, ненависть, зависть родителей к детям.

13.    Ненависть, зависть, гордость и неповиновение против своих наставников, начальников, духовников, всех высших и старших, и вообще против духовного и монашеского чина.

14.    Почитание родителей больше Бога, неговение ради них во дни поста и непосещение церкви.

15.    Пренебрежение к своим дедушке и бабушке.

16.    Грубые чувства к своим родным братьям и сестрам.

17.    Вражда и тяжба с родственниками.

18.    Физическое небрежение о себе во время беременности и происходящие от этого ранние и мертвые роды.

19.     Некрешение своих детей.

20.     Засыпание у груди младенца.

21.     Небрежный уход за детьми, который выражается в том, что вовсе оставляют их без надзора, вследствие чего ребенок может сгореть, изувечиться и т. д.

22.     Невоспитание своих детей в вере и благочестии.

23.     Неприучение своих детей с раннего возраста к молитвам и к хождению в церковь.

24.     Оставление ребенка надолго без Причастия Святых Христовых Таин.

25.     Пристрастная любовь к одному из детей.

26.     Непопечение о девственности и трезвости своих детей, когда, например, допускают их дойти до потери целомудрия и до нетрезвости, и когда дают им всякую свободу, не следят за их поведением, не заботятся о христианском воспитании.

27.    Невзыскание за недобрые поступки детей, или, наоборот: слишком частые и жестокие взыскания с них.

28.    Немоление родителей о своих детях, малых и взрослых.

29.    Стеснение детей в делах богоугодных, например: в рвении, более частом хождении в церковь, задерживание их дома ради домашней суеты и отвлечение их разными другими занятиями.

30.    Проклинание детей.

31.    Намеренное пред детьми унижение отцом матери их, матерью — отца.

32.    Ропот на многочадие или большую семью.

33.    Лишение детей всякой поддержки или наследства.

34.    Обучение детей ложным искусствам или пустым и ненужным вещам, чуждым закону Божию и портящим детскую скромность и чистую совесть.

35.     Насильственное принуждение детей к браку.

36.     Подавание детям худого примера делом или словом.

37.     Непопечение восприемников о своих крестниках и христианском воспитании их.

38.     Непочтение к своим крестным родителям.

39.     Неблагодарность к своим родителям и прямая плата им за добро злом.

40.     Непочтение к пожилым людям, например: оскорбление достопочтенной старости или осмеяние ее.

41.     Слабость и бездействие в управлении подчиненными, или, напротив, жестокость и притязательность.

42.     Попрание своей властью низшей власти иных лиц.

43.     Стеснение подчиненных в исполнении ими своих христианских обязанностей.

44.     Подавание соблазнительных примеров людям подчиненным.

45.     Неуважение к епархиальному епископу.

46.     Грехи против приходских священников:

а)   осуждение и ослушание священника;

б)  оскорбление священника словом, делом или лжедоносом;

в)  избрание себе другого прихода, обходя свою приходскую церковь.

47.     Старание узнать и распространить о священнике худые слухи.

48.     Оскорбление, непочитание, а также осуждение и ослушание своего духовного отца. Неисповедание перед ним грехов своих по забвению, или нерадению, или по ложному стыду.

49.     Непочтительность к монахам.

50.     Презрительное отношение к нищим, осуждение их, отказ им в подаянии.

51.     Холодность к своим родственникам.

52.     Непочитание начальников духовных и гражданских, неповиновение им, ропот на них, порицание их или пересуживание действий их.

53.     Неблагодарность к благодетелям за их благодеяния. Неуважение к старшим по достоинству.

54.     Отягощение людей чем-либо.

55.     Беззаботность о пропитании, здоровье, обучении и особенно нравственном воспитании своих детей, потворство им портиться или, напротив, слишком суровое обращение и различные оскорбления.

56.     Нерадение о благосостоянии и спасении своих подчиненных, попущение им бедствовать или развращаться и погибать.

57.     Стараешься ли в своей жизни, на работе и в своем семействе вести дела так, чтобы своим христианским благочестием служить добрым примером для других?

 

 

Шестая заповедь

 

Не убий.

(Не убивай).

Грехи против этой заповеди:

1.    Обида, причиненная работникам в одежде, пище, плате, что является смертным грехом перед Богом.

2.    Употребление противозачаточных средств, лекарств или вытравливание плода.

3.    Совершение абортов.

4.    Желание мстить, расположение к гневу, ссоре, драке, буянству.

5.    Предание немощного в руки сильного.

6.    Умышленное убийство ближнего.

7.    Намеренное отравление тяжко больных для облегчения их телесных страданий.

8.    Телесное наказание кого-либо по жестокости до смерти.

9.    Покушение на чью-либо жизнь, не исполнившееся только по случайным препятствиям.

10.   Самоубийство или только покушение на свою жизнь, соединенное с решительными действиями или даже только мысль лишить себя жизни.

11.   Убийство по наущению, по приказанию или угрозе, по принуждению со стороны другого.

12.   Доставление убийцам убежища.

13.   Доставление убийце или самоубийце средств к преступлению (яда, пистолета и проч.), доставление средства, производящего недонашивание плода, что наказуется Церковью наравне с человекоубийством.

14.   Побои, от которых произошла или могла произойти смерть.

15.    Оставление без помощи человека погибающего, который просил о помощи, например: тонущего в воде, находившегося в огне во время пожара, подвергшегося нападению от хищного зверя или злонамеренного человека, или страдавшего от вьюги и мороза, в то время, когда ему можно было помочь.

16.    Умолчание о чьем-либо приготовлении или самом покушении к убийству, а также о совершенном убийстве.

17.    Равнодушное или даже со смехом смотрение на чью-то драку или побои, наносимые другому, нежелание разнимать дерущихся.

16. Отказ врача в помощи заболевшему, особенно при опасном заболевании.

19. Умышленное замедление в лечении больного или лечение небрежное.

20.    Разрешение больному без особой на то нужды употреблять скоромную пищу в посты. Больные могут решиться есть в пост скоромную пищу только с разрешения своего духовного отца.

21.    Содействие к ускорению чьей-либо смерти, подвержение человека опасностям, грозящим его жизни или отказ в помощи в беде или в болезнях.

22.    Притеснение вдов, сирот, бедных, слабых и беспомощных.

23.    Наказание по праву, но с излишней злобой и жестокостью.

24.    Вызов на поединок.

25.    Драка.

26.    Недосмотр за больным в беспамятстве.

27.    Непредостережение себя и других от опасности быть застигнутым скоропостижною смертью там, где эта опасность была ясно видна. Нарушение норм безопасности, вследствие чего, например, женщины надрываются на тяжелых работах.

28.    Язвительные слова, злословие или даже угроза убить человека.

29.    Жестокость к убогим или уродам.

30.    Решимость на преступные дела, соединенные с истреблением в утробе как законного, так и незаконного плода, могущие повредить и собственной жизни женщины.

31.    Случайное или невольное убийство.

32.    Убиение кого-либо или только покушение на чью-то жизнь во время беспамятства.

33.    Доведение кого-либо до внезапной смерти или до самоубийства.

34.    Проклятие, биение, злая и нескрываемая ненависть, воздаяние злом за зло, памятозлобие, оклеветание.

35.    Побои, нанесенные беременной женщине, от которых произошли преждевременные роды или смерть младенца (в Ветхом Завете убийца беременной осуждался на смертную казнь, если побои были нанесены во вторую половину беременности, когда младенец успел уже достаточно развиться. Кроме того, убийца виновен и в том, что подвергает опасности жизнь матери).

36.     Нанесение увечья кому-либо или самому себе, злоумышленное или даже непроизвольное, например: самоповреждение с целью избегнуть военной службы и т. п.

37.     Подстрекание к драке, поединку, убийству, или советование дела, опасного для жизни и здоровья.

38.     Убивание человека злобным словом или проклятие его черным словом.

39.     Склонение к отступлению от веры или к расколу или другому подобному греху.

40.    Упущение случая отвлечь кого-либо от убийства, самоубийства или повреждения чьего-либо здоровья.

41.    Неоказание помощи человеку в случаях, когда видно было, что человек нуждается в помощи и оказать ее было вполне возможно, но ты не оказал ее только потому, что тебя не попросили об этом прямо.

42.    Грубость по отношению к человеку.

43.    Дерзость и невежливость в обращении с людьми.

44.    Холодность и окаменение в отношении к другим людям, нелюдимость, неблагодарность.

45.    Травля человека своей собакой или другими животными.

46.    Занесение в чужой дом заразной болезни.

47.    Оплевание человека.

48.    Продажа в пищу чего-либо заведомо вредного для здоровья.

49.      Крайнее изнурение себя самого работой по должности, ремеслу или торговле. Убивание, таким образом, своего здоровья излишними трудами.

50.      Нетерпение и ропот в болезнях; раздражительность и ропот на других в болезни.

51.      Раздражительность и ярость, умаляющая дни жизни.

52.      Многоядение, многопитие, скверноядение, которое состоит:

а)   в принятии пищи и пития, запрещенных в Законе Божием;

б)   в ядении и питии без нужды, с идолопоклонниками и еретиками;

в)   в ядении и питии с бесстыдными плясками, песнями и музыкой.

53.   Чрезмерная изнеженность в жизни, убивание своего здоровья праздностью, негой, бездействием, многоспанием, леностью, расслаблением себя, желанием телесного покоя сверх всякой меры; пьянством, роскошью, сладострастием, курением.

54.    Леность к добру или вообще к труду.

55.    Беспечность.

56.    Бичевание без пощады рабочих животных или неудержание других от этого.

57.    Крик на животных с проклятием их, сквернословием, пожеланием им зла.

58.    Незаботливость о больных животных.

59.    Травля скота друг другом с целью забавы, гоньба коней до смерти.

60.    Наказание до смерти животного из чужого двора.

61.    Убивание животных без нужды. Желание помучить их.

62.    Не доводил ли кого до чрезмерной скорби и преждевременной смерти?

63.    Не изнурял ли силы и здоровья своих подчиненных слишком тяжелыми работами и наказаниями, и тем самым не довел ли кого до болезни или даже до смерти?

64.     Не осуждал ли на суд невинного и не оправдывал ли виновного, зная о невиновности первого и о виновности последнего?

65.     Не оскорбил ли кого напрасным гневом и суровостью в обращении, злословием, ненавистью, причинением вреда побоями или чем-нибудь другим, что повергает человека в глубокую скорбь, расстраивает его здоровье и сокращает жизнь? Не имеешь ли сейчас вражды с кем-нибудь или злопамятства? Все это надо оставить, ибо от имеющего вражду и злопамятство Бог не принимает ни молитв, ни даров, ни прошений, ни покаяния.

66.     Еще тяжелее грех — это убийство души, когда, например, кто-либо наущает, поощряет других на дела греховные или своим явно соблазнительным примером и словом вводит других в грех.

Шестая заповедь запрещает всякое человекоубийство и самоубийство, как телесное, так и духовное.

Телесное убийство совершается разными насильственными способами, например: удавлением, зарезанием, отравлением, утоплением и проч.

К самоубийцам причисляются также опойцы, и те, которые, видя явную опасность смерти, сами безрассудно вдаются в нее. Например, видя на море большое волнение, безрассудно пускаются плыть вдаль, или в большую вьюгу зимой отправляются в дальний путь без достаточно теплой одежды, или без особой причины идут в такое место, где угрожает опасность смерти от зверей, злых людей и т. п. Сюда же относятся и те, которые расстраивают свое здоровье совершенной бездеятельностью, пресыщением и т. п., и тем самым сокращают свою жизнь.

Умерщвление души при жизни тела совершается такими грехами, которые навсегда лишают ее благодати Божией, например, упорным сопротивлением истине, ожесточением во грехах, совершенной нераскаянностью, отчаянием и др.

Шестая заповедь запрещает вредить жизни и благосостоянию человека и вместе с тем налагает на каждого из нас обязанность не только никого не оскорблять ни словом, ни делом, но обходиться со всеми кротко, вежливо, дружелюбно, назидательно: с гневающимися мириться, обиды терпеливо переносить и прощать все всем, даже врагам. Стараетесь ли вы о исполнении всего этого?

 

 

Седьмая заповедь

 

Не прелюбы сотвори.

(Не прелюбодействуй.)

Этой заповедью требуется, главным образом, целомудрие.

Грехи против этой заповеди:

1.    Предание себя роскоши, праздности, увлечению лакомствами, пьянству, гульбе, посещению соблазнительных зрелищ и компаний.

2.    Блудные помыслы или представления.

3.    Усладительные воспоминания о бывших своих грехах.

4.    Похотный взгляд на другой пол или пристрастие к красивым лицам.

5.    Способствование другим в удовлетворении их блудной страсти.

6.    Чтение книг, описывающих страстную любовь, а также чтение, питающее страстные чувства, и вообще чтение всего пустого, возбуждающего любопытство, развращающего ум, сердце и воображение,  но для спасения души ничего не дающего.

7.     Нескромные разговоры или слушание таких разговоров.

8.     Скверноматерная брань, всякое сквернословие и слушание его.

9.     Пение и слушание глупых стихотворений, песен, а также песен, выражающих страсть.

10.    Страстная возбуждающая музыка.

11.    Бесстыдные танцы, пляски и игры, рассчитанные на то, чтобы заставить душу похотствовать и в теле пробудить похоть, и присутствие на них.

12.    Переписка о страстной любви или списывание в том же духе писем и стихов.

13.    Желание нравиться, чтобы прельщать собою другой пол.

14.    Страстное засматривание на жен и юношей.

15.    Чрезмерная угодливость женскому полу.

16.     Возложение на себя маски.

17.     Подсматривание на чужую обнаженность или полуобнаженность, соблазн на собственную наготу.

18.     Украшение дома, особенно спальни, соблазнительными картинками или статуями.

19.     Разжение похоти искусственными способами, например, внутренними горячительными напитками, вином, разными возбуждающими средствами.

20.     Изысканная, нескромная одежда или даже одежда вообще, когда, например, женщина или девица ходит в мужской одежде.

21.     Обольщение невинного лица.

22.     Блудные сновидения и ночные осквернения.

23.     Незаконная беременность.

24.     Похищение девы или замужней женщины из дома, а также бегство их самих для гнусной похоти.

25.     Осквернение себя с каким-либо животным.

26.     Наложничество.

27.     Разврат, когда согрешают блудом с разными лицами.

28.     Гражданский брак, устроенный без церковного венчания или только одобрение такого брака.

29.     Впадение в блуд в кумовстве или же со своей крестницей, вообще в духовном родстве. Тяжесть этого греха видна из эпитимии за согрешение с теми, у кого человек принимал дитя от купели Крещения, то есть с кумовьями; за это человек подвергается эпитимии отлучением от Причащения в течении 11 лет; а допустивший грех со своим крестником или крестницей — даже до 20 лет.

30.     Кровосмешение родного брата с сестрой осуждается как убийство. Грех с мачехой наказывается отлучением от Церкви. За грех с двоюродными сестрами, а также за грех с сестрой жены, виновные подвергаются 11-летнему отлучению от Причащения, а с женой брата — 10-летнему отлучению, за грех с троюродной сестрой — 6-летнему отлучению.

31.    Дружеское принятие у себя и посещение лиц, живущих в незаконной связи.

32.    Предоставление у себя дома условий для тайного свидания и блуда посторонних лиц.

33.    Публичное содержание блудницы.

34.    Отговор и прямое препятствие другим вступать в законный брак.

35.    Выбор себе невесты за одну красоту и богатство.

36.    Брак без участия родителей и совета старших или же прямо без благословения родительского.

37.    Брак раньше или позже узаконенных лет.

38.     Вольное обращение между собой жениха и невесты и супружеские отношения между ними раньше венца.

39.     Нарушение супружеской верности прелюбодеянием.

40.     Нарушение девицей каким бы то ни было способом своего девства.

41.     Неприличное поведение, соблазняющее других людей.

42.     Несохранение себя в девстве и целомудрия в холостом состоянии.

43.     Склонение к блудодейству и соблазнение ложными обещаниями частного лица: сманивание жены от мужа, ссора их, и вообще страсть к прельщению собой другого пола.

44.     Допущение на брачной вечери безобразной нетрезвости.

45.     Гнушание браком как чем-то нечистым.

46.     Супружеские отношения в непозволительные времена, то есть во время месячных очищений и очищений после родов.

47.     Неумеренность в супружеском ложе.

48.     Невоздержание от супружеского ложа в посты, в постные дни или до очистительной молитвы, или при очищениях, или под праздники, или в самые праздники.

49.     Прелюбодеяние.

50.     Взаимное увольнение (уклонение) супругов для свободного сожительства с другими.

51.     Самовольный развод.

52.     Вступление в брак при живой жене или при живом муже.

53.     Супружеская ревность, а с другой стороны — нежелание прекратить поводы к этой ревности.

54.     Оставление женой мужа и, наоборот, — мужем жены во время болезни или другого какого несчастья.

55.     Нестарание привлечь к православию неправославную или вообще неверующую чету.

56.     Незаботливость о взаимном спасении душ супругами, и немоление их друг за друга.

57.     Вражда одного из супругов из-за религиозной жизни другого, а также чинение препятствий одним против благочестивой жизни другого.

58.     Упреки между супругами из-за бесплодства.

59.     Непротивление легкомыслию суетной жены и угождение ей до женоподобия.

60.     Презрительное отношение к жене.

61.     Нанесение побоев ей.

62.     Непропитание жены с оставлением детей под ее опеку.

63.     Нарушение женою апостольской заповеди: «Жена своим телом не владеет, но муж», и то же в отношении мужа к жене.

64.     Желание развратить отрока, рассорить мужа с женой, старание прельщать лиц мужского пола.

65.     Допущение собственного супруга до распутства путем потворства ему или подачи собой дурного примера.

66.     Постоянная вражда между супругами.

67.     Своевольное самоуправство жены. Уклонение от благочестивой жизни, непослушание и неподчинение мужу.

68.     Неусердие к поминовению за упокой умершего супруга.

69.     Уклонение от благочестия и своевольное поведение мужа.

70.     Мужеложство.

71.     Плотские грехи: прелюбодеяние, малакия (самоосквернение онанизмом) и вообще сладострастие во всех видах.

72.     Страстные поцелуи лиц другого пола, осязания, засматривание на красивые лица, с вожделением, сквернословие, любовные песни, бесстыдные телодвижения, кокетство, услаждение нечистыми мечтаниями и произвольным похотным разжжением.

73.     Издание и распространение соблазнительных сочинений или изображений.

74.     Несогласие с понятием строгого целомудрия, которое требуется законом Божиим и здравым разумом, неумеренность во всяком плотском удовольствии.

Этой заповедью запрещается все то, что возбуждает страсть и располагает к плотской нечистоте: пресыщение в пище и питии, особенно пьянство, чтение любовных романов, рассматривание соблазнительных картин, вольное обращение с другим полом, гульбища, театральные зрелища, пляски, излишнее щегольство с желанием нравиться и прельщать других.

 

 

Восьмая заповедь

 

Не укради.

Этой заповедью запрещается вредить имуществу других, а также своему собственному.

Грехи против этой заповеди:

1.     Грабеж или разбой, а также неподаяние помощи ближнему при такой ситуации.

2.     Непредохранение, по возможности, человека от убытков, которых он не предвидит.

3.     Неподаяние милостыни, непосещение больных. Осуждение, отказ в помощи страннику или на погребение безродному.

4.     Предоставление подчиненных к награждениям не по достоинству, а по родству, или же по просьбам, или за подарки, а также обхождение достойных.

5.     Употребление на свои нужды вещей церковных или казенных.

6.     Присвоение себе чего-либо, не принадлежащего под видом остатка, барыша или чего-либо, пришедшего от другого человека без объяснения с ним и без его согласия.

7.     Неупотребление на пользу ближних данных тебе от Бога талантов к просвещению людей в истинной вере и законе Божием, к обращению заблудших, утешению несчастных, неподавание им полезных советов.

8.     Поджог или бездействие при поджоге и в бедствии.

9.     Повреждение путей и способов сообщения.

10.     Воровство с пожара, при наводнении и вообще присвоение вещей, оставленных или потерпевшими людьми, или при бедственных обстоятельствах.

11.     Чрезмерно дорогая продажа жизненных припасов во время неурожая или случайной нужды.

12.     Вообще запрашивание несоразмерной цены за товар, за службу, за личную услугу.

13.    Казнокрадство или расхищение казенных денег или вещей, полученных на хранение.

14.    Неоплата кому-либо своего долга.

15.    Невознаграждение ближнего своего за труд, сколько требовалось вознаградить.

16.    Насильственное задержание чужой собственности, которая случайно оказалась в твоих руках.

17.    Искание чужого или никому не принадлежащего имущества.

18.    Утаивание найденной вещи, необъявление о ней, особенно когда известен хозяин этой вещи, да еще бедняк.

19.    Явное, насильное отнятие чего-либо у другого человека.

20.    Покупка бессовестным вымогательством.

21.     Удержание платы и вообще нарушение условий купли.

22.     Похищение государственного имущества, денег, вещей.

23.     Принятие на хранение или покупка заведомо краденого, а также вещей сомнительной собственности.

24.     Небрежное исполнение дела, выполняемого для другого человека.

25.     Необличение и скрывание знаемого вора.

26.     Святотатство или воровство вещей из церковного имущества.

27.     Святокупство (когда за деньги стараются получить прощение от тяжких грехов).

28.     Злоупотребление пожертвованиями, которые сделаны людьми на какое-нибудь богоугодное дело.

29.     Взимание процента, свыше положенного законом.

30.     Подделка документов о деньгах, или имуществе, в купле или продаже или в чем-либо ином, а также утайка подлинных документов.

31.    Долгое откладывание уплаты долга при возможности уплатить его скоро или притворство несостоятельным и неспособным отдать долг вообще.

32.    Похищение чужого через посредство другого явным воровством или через совместный обман.

33.    Делание фальшивой монеты или сбыт ее, зная, что она фальшивая или в данный момент негодная.

34.    Неверный вес (обвешивание), неверная мера (обмеривание), неотдача денег при сдаче (обсчитывание).

35.    Нечестное приобретение и утаивание чужих вещей.

36.    Употребление чужой вещи без спроса, а также пользование чужими вещами без всякой бережливости.

37.    Сокрытие и умалчивание о недостатке и порче тех вещей, которые продаются или обмениваются. Продажа худого товара вместо хорошего.

38.     Притворное нищенство.

39.     Напущение своей скотины в чужой посев.

40.     Отнятие у человека места или должности силою своей власти или хитрым пронырством.

41.     Взяточничество.

42.     Трата денег на суетные дела.

43.     Роскошь, расточительство, мотовство.

44.     Употребление вещей понапрасну (даже своих), на роскошь и тщеславие. Небережливость и порча добрых вещей.

45.     Не наносил ли вреда чужому имуществу, например, поджигательством, попущением каким-то вещам портиться или потеряться; или не воспрепятствовал ли каким образом выгоде других?

46.     Не согрешил ли тунеядством, то есть не притворялся ли больным или бедняком, чтобы не трудиться и жить милостынею или даром получать жалование или плату, а дела по должности не исполнять как следует.

47.     Не согрешил ли лихоимством, то есть не брал ли большой рост с денег, которые ты давал людям, просящим, бравшим по бедности, по нужде, для пропитания. Не продавал ли каких вещей слишком дорого, видя, что покупатели имеют в них нужду, а взять им этого больше негде? Не брал ли также слишком большой платы за работу или услугу, пользуясь крайней нуждой человека и т. п.?

48.     Не согрешил ли мздоимством, то есть не брал ли подарков и из-за подарков не решал ли несправедливо какого-либо дела?

49.     Не расточал ли своего имущества беспорядочной жизнью?

Восьмая заповедь, запрещая указанные грехи, предписывает противоположные им добродетели: бескорыстие, верность, справедливость, милосердие к бедным, содействие выгодам и благосостоянию других. Стараетесь ли вы воспитывать в себе эти добродетели?

 

 

Девятая заповедь

 

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

(Не произноси ни на кого ложного слова.)

Грехи против этой заповеди:

1.    Ложное свидетельство на кого-либо в суде, когда, например, совсем отрицают совершенное преступление, для доказательства которого только недостает улик или оправдывают преступника различными суждениями.

2.    Сокрытие истины перед судом, начальством или родителями, когда объявления ее требует справедливость или даже присяга.

3.    Запирательство перед судом в преступлении иногда при явных уликах или, напротив, принятие на себя несуществующей вины.

4.    Полное сложение своей вины на невинного.

5.    Ложный донос.

6.    Тяжбы, жилищные или служебные жалобы по обидам и притеснениям на службе или на работе и по оскорблениям чести.

7.    Открытие истины во вред другому по злости, когда этого никто не требовал и не лежит обязанность раскрывать ее.

8.    Ябедничество или наушничество, когда тайно сообщают что-либо о начальстве или о старших с различными добавлениями и ни на чем не основанными догадками.

9.    Сообщение третьему лицу слышанной, но не проверенной худой вести о ближнем.

10.    Сеяние вражды и раздора между кем-либо.

11.    Притворство в поведении, когда делают добро перед людьми, а не по совести, перед Богом.

12.    Настроенность защищать человека от клеветы, когда невиновность его и так всем очевидна.

13.    Открытие без нужды тайны из жизни умершего человека.

14.    Унижение человека каким-либо образом.

15.    Осуждение чужих добрых дел как худых, например, набожность как ханжество, лицемерие, фарисейство, юродство и проч.

16.    Личное бесчестие человека: на словах, в письме или другим каким-либо образом.

17.    Злоупотребление печатной гласностью и распространение о ком-либо в печати преувеличенных или извращенных сообщений.

18.    Насмешки по отношению к человеку или осуждение его недостатков под видом шутки или посредством подражания ему в разговоре или телодвижениях.

19.    Осмеяние чьего-либо уродства.

20.    Разглашение чужих пороков.

21.    Лицемерие, лесть человеку в глаза и похвала его, а за глаза — осуждение.

22.    Слушание наговоров и по ним суждение о людях.

23.    Пускать в публику выдуманные и особенно вредящие вещи.

24.    Привычка празднословить, рассказывать басни, сказки, анекдоты.

25.    Рассказывание о себе всяких ложных, придуманных похождений, удивительных случаев и выдавание всего этого людям за правду.

26.    Укорение.

27.    Привычка спорить.

28.    Привязчивость к словам другого человека.

29.    Досаждение человеку.

30.    Упорство в настаивании на своем.

31.    Нежелание отступить и услужить человеку в чем-либо.

32.    Устройство какой-либо выгоды для себя хитростью, обманом или прельщением малоопытных ради своего интереса.

33.    Ложь; обман не в шутку; ложь по нужде; двуязычие; тайные козни против людей; лукавство; оправдание себя перед другими при полном сознании своей вины; изворотливость; лесть или неискреннее почтение или сочувствие в обращении с людьми.

34.    Подкуп.

35.    Лицемерие и ласкательство.

36.    Незаслуженный и напрасный ропот на человека.

37.     Неискренний или неправдивый отзыв о человеке.

38.     Неисполнение данного слова в соответствующе время.

39.     Окаменение своего сердца и непринуждение себя творению добра.

40.     Празднословие или болтливость, непристойные шутки, остроты насчет других, насмешки, сплетни.

41.     Бесполезное времяпровождение и ничегонеделание.

42.     Безвременный и чрезмерный смех, смех глупый и беспричинный.

43.     Нетерпение обличающей правды.

44.     Неразумная жалоба.

45.     Пустое, ненужное любопытство. Привычка подслушивать, подсматривать, наушничать, расспрашивать.

46.     Невнимание к внушениям совести своей.

47.     Вмешательство в чужие дела.

48.     Праздное дознание о слабых сторонах ближнего своего.

49.     Страсть расспрашивать или рассказывать о всяких новостях и переносить вести из дома в дом.

50.     Ложный донос или свидетельство на суде, подтверждение незаслуженного бесчестия или наказания.

51.     Оклеветание кого-либо по вражде или неосновательному подозрению.

52.     Приписывание кому-либо таких пороков и слабостей, которых в нем нет и разглашение о том, чтобы очернить его доброе имя.

53.     Старание подмечать грехи и слабости других и разглашать о них людям.

54.     Перетолкование слов и действий людей в худшую сторону.

55.     Неосновательная подозрительность или сомнение в честности человека.

56.     Осуждать кого-либо в мыслях с уничижением его за какие-нибудь слабости, а себя считать лучше других. Вообще привычка к осуждению людей (даже умерших). Осуждающий предвосхищает право суда, которое принадлежит одному Богу и особо поставленному для этого начальству, и тем оскорбляет Бога.

В противоположность этим грехам, девятою заповедью предписываются нам добродетели: прямодушие, искренность, простота, верность, уважительность, степенность, осторожность в словах и благоразумная молчаливость, охранение и защита чести и доброго имени ближних. Стараетесь ли вы иметь эти добродетели?

 

 

Десятая заповедь

 

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота, ни всего, елика суть ближняго твоего.

(Не желай ничего чужого и никому не завидуй ни в чем.)

Грехи против этой заповеди:

1.     Досадование при виде другого в счастьи.

2.     Зависть вообще.

3.     Презрение кого-либо и почитание себя лучше и достойнее других и даже праведнее их.

4.     Тайное и явное недоброжелательство к людям и даже зложелательство им.

5.     Злоумышление против другого человека, проявляющееся на деле в «копании ямы другому».

6.     Стремление к почестям и требование для себя уважения от других.

7.     Засматривание в чужие наряды и красивые лица.

8.     Злорадование несчастью человека.

9.     Внушение злого совета.

10.  Любование самим собой, хваление своими дарованиями, знаниями, делами и заслугами, проделывание этого явным и хитрым образом.

11.    Извинение и оправдывание своих худых дел.

12.    Всегдашнее недовольство своим состоянием.

13.    Жадность, скупость, скряжничество.

14.    Несохранение в чистоте своей совести.

15.    Неизбегание случаев и поводов ко греху.

16.    Нерадение о развитии в себе нравственного характера. Нестремление к христианскому совершенству.

17.    Неприготовление себя к смерти (забвение смертного часа).

18.    Привязанность к богатству, заботам, земной жизни, славе, другим благам, и почитание всего этого счастием. Забвение о Боге и о своей будущей жизни и вечной участи — вечной жизни или же вечном осуждении.

Десятой заповедью запрещаются: худые желания и неразлучные с ними помыслы, противные Богу и людям, потому что худые желания и помыслы, оскверняя душу, делают ее неблагоугодною Богу, и от них, как от семян, происходят затем и дела греховные.

Эта заповедь, запрещает иметь в мыслях: зависть, желания сладострастные, корыстолюбивые и властолюбивые.

Исполнение десятой заповеди исторгает из нашей души самый корень греха: корень всех греховных мыслей, желаний и действий. А корень этого всего есть самолюбие — превратное стремление нашего духа от бесконечного к конечному, к удалению от Бога, к замкнутости в себя самого, в круг своих личных целей и интересов.

По превратному направлению трех главных сил нашей души: ума, воли и сердца, ищущих себе удовлетворения, вместо Бога, в области чувственной жизни, самолюбие проявляется в мечтательном многоведении, самопревозношении или гордости, в своекорыстии или плотоугодии, от которых, как от родоначальниц, происходят все прочие страсти: греховные мысли, желания, слова и дела со всеми их последствиями, приводящими человека к греховным поступкам: беззакониям, преступлениям, болезням, смерти и вечному осуждению.

Самолюбию противополагается: чистая любовь с самопожертвованием, которая является венцем всех добродетелей и нравственного самосовершенствования человека.

Плотским похотям противополагается: воздержание, целомудрие, скромность в словах, поступках и чистота сердца.

Своекорыстию противоположны: бескорыстие, нестяжательство, щедрость, милостыня.

Гордости противоположно: смирение как основание всех добродетелей, а от смирения происходит самоотвержение и разные добродетели.

Таким образом, десятая заповедь, вместе с главными страстями, запрещает и прочие страсти, происходящие от них, предписывает противоположные им добродетели. Стараетесь ли вы приобрести эти добродетели?

 

 

 

 


 

 

 

 

 

ИСПОВЕДЬ

ПО ЕВАНГЕЛЬСКИМ

ЗАПОВЕДЯМ БЛАЖЕНСТВА

 

Кроме десяти заповедей Закона Божия, христианин в своей нравственно-духовной жизнедеятельности должен руководствоваться еще и откровением Закона Божия, которое выразил Христос Спаситель в Своих девяти заповедях о блаженствах, а потому при подготовке к исповеди весьма необходимо испытывать свою совесть и по этим заповедям.

 

 

Первая заповедь

 

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Спроси, христианин, свою совесть, имеешь ли ты христианское смирение или «нищету духовную», без которой нельзя войти в Царство Небесное?... «Нищие духом», по словам Иоанна Златоуста, — это те, которые постоянно помнят и сознают свое ничтожество перед Богом, смиряются духом и сокрушаются сердцем, укрощают всякую гордость и надмение в себе. Таков ли ты?

 

 

Вторая заповедь

 

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Оплакиваешь ли ты свои грехи? Не беспечен ли ты в деле своего спасения? Не испытываешь ли сердечного бесчувствия и охлаждения в деле спасения? Пока Господь через смерть не позвал тебя на суд, ты всегда после согрешения со многими слезами умоляй Бога простить тебе твои грехи, сожалей о них, скорби и плачь. Знай, что сожаление о грехах и покаянные слезы преклонят Бога на милость и Он дарует за них прощение и спасение. Все святые глубоко скорбели, когда впадали в какой-нибудь грех. Апостол Петр, как говорит о нем церковное предание, каждую ночь, заслышав пение петухов, вспоминал свое отречение от Христа, вставал на колени и, горько плача, долго проливал слезы покаяния. Так делал он в продолжение всей своей жизни.

 

 

Третья заповедь

 

Блажени кротции, яко тии наследят землю.

Имеешь ли ты, христианин, кротость, имеешь ли ты терпение, без которого нельзя усвоить добродетель кротости, заповеданную нам Богом?

С терпением ли переносишь ты болезни, разные скорби и обиды? Не раздражаешься ли ты на людей, когда они говорят тебе то, что тебе не нравится? Не выражал ли свое раздражение в бранных словах, оскорбительных действиях или непослушании и упорстве? Не слишком ли ты обидчив, гневлив и раздражителен по поводу всякого неприятного слова?

Помни, что кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится и не повышает во гневе голоса на согрешающих против него и на обижающих его. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит им мщением, но предоставляет мстить за себя праведно всех судящему Богу. Вот величественный образ кротости.

Раздражение и обидчивость должны быть чужды христианину, потому что он должен подражать Господу нашему Иисусу Христу, Который не только Сам кротко терпел от распинающих Его, но молил Отца Своего Небесного о прощении их.

 

 

Четвертая заповедь

 

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Стараешься ли ты о том, чтобы жить праведно, добродетельно, благочестиво? Заботишься ли ты о том, чтобы получить себе оправдание на страшном и праведном суде Христовом?

Помни, что христианин должен любить правду так же сильно, как голодный желает хлеба и как жаждущий желает воды, чтобы утолить свою мучительную жажду. Запечатлей глубоко в себе и ту спасительную истину, что без искупления нас от греха и заслуженного проклятия, и вечной смерти Кровию Христа Сына Божия, мы никогда не могли бы оправдаться перед Богом, не могли бы освободиться от власти греха и достигнуть спасения и вечной жизни в Царствии Небесном.

 

 

Пятая заповедь

 

Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.

Подавал ли ты, христианин, милостыню бедным и охотно ли подавал ее?

Спешишь ли алчущего напитать, жаждущего напоить, раздетого одеть?

Помогаешь ли заключенным в темнице?

Принимаешь ли странников в своем доме?

Посещаешь ли больных с целью утешить их, помочь советами и лекарствами, почитать им святое Евангелие или какую-либо другую спасительную книгу?

Подаешь ли людям благовременный совет?

Утешаешь ли печальных?

Молишься ли за других, а особенно за погибающего грешника?

Помни, что за милость к людям ты сам получишь милость от Бога: за милость временную получишь милость бесконечную, великую, ибо удостоишься не только помилования от Бога за грехи, но и получишь вечное блаженство. Из слов Господа ясно видно, что без дел милости совершенно невозможно наследовать Царствие Небесное, потому что, как говорит Священное Писание, кто не оказывает людям милости, тому Суд Божий будет без всякой милости (Иак. 2,13) и еще потому, что милость, оказываемая человеку, принимается Самим Господом, Который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,40). «Милостыня, — говорит Иоанн Златоуст, — есть царица добродетелей, очень скоро возводящая нас на небо... Великое дерзновение перед Богом имеет эта добродетель. Как царица нашей жизни, она с великой смелостью проходит небесные своды и силы, которым вверены врата небесные, и ради нее и другим добродетелям с великой честью отверзаются врата рая... Из-за протянутой руки нуждающегося всегда узревайте протянутую к вам руку Самого Христа».

 

 

Шестая заповедь

 

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Не услаждаешься ли ты в сердце своем какими-либо нечистыми пожеланиями, и вообще — заботишься ли ты, христианин, о чистоте своего сердца? Помни, что худые помыслы и желания делают душу нечистой перед всеведущим Богом, и что в Царствие Небесное ничто нечистое войти не может.

Первейшим средством ко очищению сердца от всех греховных помыслов и желаний служит частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Оно есть источник святости и чистоты. Как солнце своим появлением разгоняет всякий мрак, так и духовное Солнце — Бог и Господь наш Иисус Христос, удаляет из нашего сердца всякий грех и всякую нравственную нечистоту.

Второе средство к очищению сердца есть христианское смирение. Сознай свою духовную нищету, обратись с сердечным воплем к Богу и проси помощи против обуревающих твое сердце нечистых помыслов, и всесильный Господь подаст тебе руку благодатной Своей помощи, освободит тебя от духовных скверн, навеваемых врагом нашего спасения — диаволом, очистит твое сердце и сделает его Своим храмом.

Третье средство к очищению нашего сердца от греховных помыслов и желаний есть благочестивая жизнь. «Для очищения сердца, — говорят святые угодники, — нужны великие труды и скорби, чистые слезы, непрестанная внутренняя молитва, воздержание, чтение Слова Божия, чтение житий святых и писаний, но главное — частое покаяние и Причащение Святых Христовых Таин».

 

 

Седьмая заповедь

 

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекуться.

Стараешься ли ты примирить враждующих? «Кто старается о том, чтобы внести примирение среди враждующих, — учит святой Григорий Нисский, — тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, потому что он творит дело силы Божией, уничтожая зло и вместо него вводя обещание благ... Господь потому и называет миротворцев сынами Божиими, что такое спокойствие в человеческое общество вносится тем, кто подражает Самому Богу».

 

 

Восьмая заповедь

 

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Любишь ли ты правду и готов ли за правду и благочестие даже и пострадать?

Не боялся ли ты насмешек со стороны своих товарищей и знакомых, безумно и легкомысленно осмеивающих твои частые посещения храма Божия, твое благоговение перед святыми церквами и иконами, перед которыми должно обнажать голову и осенять себя крестным знамением?

Не стыдился ли ты людей, осмеивающих твое уважение к уставам святой Церкви (относительно постов, церковных обрядов), осмеивающих твою любовь и сострадание к бедным и несчастным, твою заботу о спасении души своей?

Не смалодушничал ли ты и не согласился ли с теми, кто кощунственно осмеивал святое учение матери-Церкви?

Помни, что Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего...»

Люби правду и ненавидь неправду. Высказывай святую правду прямо, смело и обличай с кротостью и терпением неправду, чтобы царствовала правда, а неправда была посрамляема и не поднимала с наглостью высоко свою голову. Но и в этом отношении нужно все-таки придерживаться благоразумия и помнить, что:

а)   не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается и когда есть особые лица, к этому призванные своей должностью;

б)    когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опасность, а пользы от этого слова все равно не выйдет никакой, в таких случаях лучше тайно помолиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, ибо добродетель также требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия и рассудительности добродетель часто теряет свою ценность и превращается в дело бесславное и даже вредное.

 

 

Девятая заповедь

 

Блажени, егда поносят вам и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда  ваша много на небесех.

(Блаженны вы, когда осуждают вас и изгоняют и всячески злословят вас за меня, радуйтесь и веселитесь, потому что награда ваша велика на небесах.)

Любишь ли ты Господа Иисуса Христа и Спасителя твоего, избавившего тебя от вечной смерти Своим крестным страданием? Любишь ли ты Его так, что готов душу свою положить за верность Богу и Его святому Закону?

Усердно ли стараешься исполнить эти Божественные заповеди, ведущие нас ко спасению и прилагаешь ли ты усилия для обуздания плоти с ее страстями и похотями, с ее ненасытностью, жаждою ко греховному своеволию и порокам, ведущим к вечному осуждению?